Психологические идеи в русской философии XVIII века
Страница 1

Материалы » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*.

Развивая просветительские идеи, необычайно широкую и плодотворную общественную деятельность в XVIII в. развернул Николай Иванович Новиков, талантливый писатель, мыслитель, критик и книгоиздатель. Он создал целый ряд журналов ("Утренний свет", "Зеркало света", "Прибавление к Московским Ведомостям", "Покоящийся трудолюбец" и др.) - являясь не только их редактором, но и автором и популяризатором философских и психологических знаний. К участию в них он сумел привлечь многих отечественных и зарубежных мыслителей. На страницах его журналов печатались переводы трудов таких всемирно известных ученых, как Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Д'Аламбер, Ш.Л. Монтескье, Д. Локк и др. Значительное место занимали здесь и работы русских мыслителей: Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Ф. Прокоповича А.П. Сумарокова и др.

Психологические вопросы, как правило, поднимались и рассматривались в философских, естественно-научных и педагогических работах. Так, в 1787 г. Новиков переиздал диссертацию А.А. Каверзнева, в которой отстаивалась смелая для того времени идея изменчивости всех живых существ. Он опубликовал "Актовые речи" целого ряда профессоров Московского университета: Д.С. Аничкова, критиковавшего учение о врожденных идеях и утверждавшего мысль об опытном происхождении знаний; С.Г. Зыбелина, призывавшего рассматривать психологические проблемы на основе опыта и наблюдений; X.А. Чеботарева, ставившего вопрос о развитии умственных способностей и изучении индивидуальных особенностей учащихся.

Трудность анализа психологических воззрений Н.И. Новикова заключается в том, что большинство своих работ он не подписывал, полагая, что все его идеи принадлежат человечеству. Поэтому велик риск приписывания ему чужих мыслей, высказанных в ряде анонимных статей психологического характера. Необходим их тщательный текстологический анализ1. Как бы то ни было, знакомство с этой серией работ дает возможность понять общее состояние разработки психологический проблематики в России второй половины XVIII в.

Можно уверенно сказать, что проблема природы человека и сущности психического в это время относилась к числу наиболее приоритетных, активно обсуждаемых и в то же время чрезвычайно трудных для познания. Автор статьи "Человек наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах" ., написанной под влиянием работы Вольтера "Душа", отмечает, что пока никому не удалось ответить на вопрос: "Что же есть душа? ".

Следуя идеям Р. Декарта, Г. Лейбница, X. Вольфа, многие мыслители обращались к рассмотрению соотношения души и тела. Как свидетельствует Д.С. Аничков, большинство подходов к вопросу о душе базировалось на дуалистических представлениях . . В России эта линия разрабатывалась в русле популярной здесь вольфианской психологии, стремившейся развести две субстанции. В то же время в ряде статей отдавалось предпочтение теории взаимодействия, согласно которой между душой и телом существует тесная связь и взаимообусловленность. Интересны попытки авторов нови-ковских журналов исследовать связь душевных процессов с деятельностью нервной системы и мозга. Эта тенденция материалистического осмысления психического выражается в отмечаемой одним из авторов зависимости духа от особой, "тончайшей материи" . Высказывается чрезвычайно важная мысль о возможности изучения человеческой психики по внешним проявлениям, поведению человека, поскольку "наши внутренние движения души производят такие внешние перемены, что из них можно тотчас узнать и о первых догадаться" .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развивайте память, открывая для себя новое
Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложны ...

Эмоции в искусстве
Художник выражает эмоции. Эта мысль знакома любому художнику и вообще всякому, кто хоть немного знаком с искусством. Обычно, говоря эту фразу, люди имеют в виду реальную или предполагаемую ситуацию определенного рода. Когда говорят, что человек выражает эмоцию, высказывание сводится к следующему. Сначала он сознает, что испытывает какую ...

Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетво ...