Психологические идеи в русской философии XVIII века
Страница 1

Материалы » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*.

Развивая просветительские идеи, необычайно широкую и плодотворную общественную деятельность в XVIII в. развернул Николай Иванович Новиков, талантливый писатель, мыслитель, критик и книгоиздатель. Он создал целый ряд журналов ("Утренний свет", "Зеркало света", "Прибавление к Московским Ведомостям", "Покоящийся трудолюбец" и др.) - являясь не только их редактором, но и автором и популяризатором философских и психологических знаний. К участию в них он сумел привлечь многих отечественных и зарубежных мыслителей. На страницах его журналов печатались переводы трудов таких всемирно известных ученых, как Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Д'Аламбер, Ш.Л. Монтескье, Д. Локк и др. Значительное место занимали здесь и работы русских мыслителей: Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Ф. Прокоповича А.П. Сумарокова и др.

Психологические вопросы, как правило, поднимались и рассматривались в философских, естественно-научных и педагогических работах. Так, в 1787 г. Новиков переиздал диссертацию А.А. Каверзнева, в которой отстаивалась смелая для того времени идея изменчивости всех живых существ. Он опубликовал "Актовые речи" целого ряда профессоров Московского университета: Д.С. Аничкова, критиковавшего учение о врожденных идеях и утверждавшего мысль об опытном происхождении знаний; С.Г. Зыбелина, призывавшего рассматривать психологические проблемы на основе опыта и наблюдений; X.А. Чеботарева, ставившего вопрос о развитии умственных способностей и изучении индивидуальных особенностей учащихся.

Трудность анализа психологических воззрений Н.И. Новикова заключается в том, что большинство своих работ он не подписывал, полагая, что все его идеи принадлежат человечеству. Поэтому велик риск приписывания ему чужих мыслей, высказанных в ряде анонимных статей психологического характера. Необходим их тщательный текстологический анализ1. Как бы то ни было, знакомство с этой серией работ дает возможность понять общее состояние разработки психологический проблематики в России второй половины XVIII в.

Можно уверенно сказать, что проблема природы человека и сущности психического в это время относилась к числу наиболее приоритетных, активно обсуждаемых и в то же время чрезвычайно трудных для познания. Автор статьи "Человек наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах" ., написанной под влиянием работы Вольтера "Душа", отмечает, что пока никому не удалось ответить на вопрос: "Что же есть душа? ".

Следуя идеям Р. Декарта, Г. Лейбница, X. Вольфа, многие мыслители обращались к рассмотрению соотношения души и тела. Как свидетельствует Д.С. Аничков, большинство подходов к вопросу о душе базировалось на дуалистических представлениях . . В России эта линия разрабатывалась в русле популярной здесь вольфианской психологии, стремившейся развести две субстанции. В то же время в ряде статей отдавалось предпочтение теории взаимодействия, согласно которой между душой и телом существует тесная связь и взаимообусловленность. Интересны попытки авторов нови-ковских журналов исследовать связь душевных процессов с деятельностью нервной системы и мозга. Эта тенденция материалистического осмысления психического выражается в отмечаемой одним из авторов зависимости духа от особой, "тончайшей материи" . Высказывается чрезвычайно важная мысль о возможности изучения человеческой психики по внешним проявлениям, поведению человека, поскольку "наши внутренние движения души производят такие внешние перемены, что из них можно тотчас узнать и о первых догадаться" .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Поза и её детали
Значительную информацию о внутреннем настрое человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. ...

Физиологические потребности
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетвор ...

Учение о рефлексе
В 1853 г немецкий физиолог Э. Пфлюгер (1829 – 1910) экспериментально доказал, несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Он обезглавил лягушку. Казалось, оставшийся фрагмент целостного организма должен вести себя как простой рефлекторный автомат. Однако реакции обезглавленной лягушки не соответствовали предположениям Холла. Она пр ...