Психологические идеи в русской философии XVIII векаСтраница 3
Представляет интерес статья "Разговор между отцом и детьми о снах", в которой сделана попытка разъяснить происхождение сновидений . "Душа наша не спит и тогда, когда тело спит", - замечает автор, указывая, что во сне человек продолжает думать, оперировать впечатлениями, полученными во время бодрствования. Но поскольку тело во сне бездеятельно, то и душа ориентируется слабо, смешивая время, пространство и мысли.
Психологические сведения, предназначенные для детей, мы находим в журнале "Покоящийся трудолюбец", где была напечатана статья И. Каяве "Опыт краткого для детей учения о душе". В ней излагается учение о душе X. Вольфа, дуалистическое по своей сути; в опытной, наглядной форме обосновывается чувственный характер познавательной деятельности. В процессе беседы с детьми отец вызывает у них зрительные представления, опирается на память, развивает творческое воображение.
В статье "Увещание к детям" речь идет о развитии у ребенка склонностей и способностей, о необходимости их выявления, проверки как предпосылки правильного выбора профессии . В случае отсутствия необходимого дарования рекомендуется отказаться от задуманного выбора. Если же склонности есть, но отсутствуют необходимые личностные качества (усидчивость, сдержанность и т.д.), их нужно воспитывать, систематически работая над собой. Таким образом, сведения по психологии были призваны стимулировать самовоспитание детей.
В трудах Н.И. Новикова большое место занимали проблемы психического развития, психологии воспитания и обучения. Признавая божественную природу окружающего мира, он в то же время считал главными источниками познания человеческий разум и науку; прославлял могущество человеческого ума; отстаивал мысль о необходимости поставить науку и веру в равные условия, об их примирении. Человека он рассматривал как часть "бесконечной цепи действительно существующих веществ" ., подчеркивал те особенности, которые возвышают его над всеми остальными существами: благодаря разуму и воле человек способен вести активную деятельность на благо общества, познавать окружающий мир. Однако высшие свойства возникают у человека не сразу, а лишь на известном этапе его развития. По Новикову, в отличие от животных, имеющих очень ограниченные потребности, у человека удовлетворение первичных потребностей приводит к возникновению новых, более сложных, но не столь необходимых, как первые. Это потребности в науке, искусстве, роскоши, выступающие мощными побудителями к деятельности и приводящие в движение "силы прилежания и способности к изобретению". В этом автор усматривал предпосылку увеличения материальных благ в мире, развития промышленности и торговли, условие безграничного духовного совершенствования людей.
Так же как Гельвеции и Гольбах, Новиков видел зависимость духовного развития человека от степени удовлетворения его органических потребностей. Но в отличие от них он не переоценивал их роли, считая, что стремление к удовлетворению только физических потребностей оставляет людей на уровне животных. Для человека животный образ жизни унизителен" так как он рожден "не для телесных и минутных сладостей. Природа произвела его к большему и благороднейшему удовольствию" . Новиков утверждал, что человек должен "чувствовать свободу и независимость", иметь "вкус в выгодах, происходящих от торговли, общественного порядка и личной безопасности" .
Психология искусства
Психология искусства -
отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма, выводившего форму худо ...
Проблема инсайта в гештальтпсихологии
Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая детерминанты, лежащие в основе инсайта, он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих в коре головного мозга. В 1920 году Келер написал книгу «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», в которой и ...
Цель и смысл жизни человека
Человек в своей повседневной жизни подчинен цели и смыслу, предопределяемых ему его биологической и социальной природой. От природы человек наделен способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические и духовные потребности. Любая потребность предполагает ее удовлетворение ...