Психологические идеи в русской философии XVIII века
Страница 4

Материалы » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Главным фактором формирования личности Новиков считал воспитание, посредством которого в ребенке развиваются "общественные и гражданские добродетели" . Он горячо отстаивал человеческие права ребенка, прежде всего его право на свободу, данное самой природой. Ребенок "имеет такие же права, как и мы, с тем только различием, что ему более, чем нам, нужна чужая помощь" . Воспитатель должен не подавлять свободу ребенка, а бережно развивать его чувства, разум и способности.

В трактате "О воспитании и наставлении детей" Новиков выдвигает задачу "образования разума" и "образования сердца" . . Под образованием разума он понимает развитие всех познавательных сил, начиная с ощущений. Чувственные восприятия лежат в основе' познания: "впечатления, делаемые в нас внешними вещами посредством наших чувств, и представления, происходящие от того в душе нашей", обеспечивают "все познания и науки человеческие" . В силу этого образование разума необходимо начинать с развития чувств ребенка. Важно научить его "примечать . красоты натуры, чудеса природы царств растений и животных, многоразличные воздушные явления, великолепие усеянного звездами неба" .

Однако, по Новикову, недостаточно упражнять органы чувств детей; необходимо сочетать это с развитием их понятийного мышления. Надо учить детей анализировать, сравнивать явления и предметы, отличать главное от второстепенного, сопоставлять свои суждения, делать на этой основе выводы и обобщения, находить причинно-следственные связи в окружающей жизни. Но человек, осмысливая все, что воздействует на него через органы чувств, не всегда приходит к истине. При этом источниками ошибок разума могут выступать разные причины - и узкий односторонний подход к изучаемому объекту, и дефекты восприятия, возникающие из-за недостатка опыта. Отсутствием у ребенка необходимых знаний Новиков объясняет возникающие у него затруднения в нахождении подлинных причинных связей и отношений между явлениями действительности. В связи с этим особую роль приобретает формирование у ребенка критичности мышления, характеризующейся способностью тщательно анализировать свои суждения, сомневаться в их правильности, настойчиво искать пути к истине. Важнейшими качествами ума Новиков считал также основательность и самостоятельность мышления, а недостатками - "торопливость" мысли, ее оторванность от реальной действительности.

Новиков не отождествлял слово и мысль. Слова - это "знаки богатства нашего духа", выражающие мысли вовне. В деятельности мышления принимает участие и волевая сторона человека, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Большое значение в умственном развитии ребенка Новиков придавал его общению со взрослыми. Именно воспитатель способен развить познавательный интерес ребенка, помочь ему осознать цель учения, сделать ее близкой и притягательной, пробуждающей чувства и разум. Для этого надо опираться на присущую ребенку естественную любознательность, всячески поддерживать, стимулировать и развивать ее. Новиков обращал внимание на необходимость учитывать возрастные возможности детей и обучать их "по силам". Так, у детей существует определенная мера восприятия нового, поэтому нельзя чрезмерно перегружать их знаниями. Дети еще слабо владеют вниманием, быстро устают и отвлекаются, если учитель останавливается "слишком долго при одной вещи". Однако они более наблюдательны по сравнению со взрослыми и часто обращают внимание на то, что последние не замечают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


В мире предметов
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кров ...

Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...

Значение эмоций и чувств.
Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Пер ...