Психологические идеи в русской философии XVIII века
Страница 4

Материалы » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Главным фактором формирования личности Новиков считал воспитание, посредством которого в ребенке развиваются "общественные и гражданские добродетели" . Он горячо отстаивал человеческие права ребенка, прежде всего его право на свободу, данное самой природой. Ребенок "имеет такие же права, как и мы, с тем только различием, что ему более, чем нам, нужна чужая помощь" . Воспитатель должен не подавлять свободу ребенка, а бережно развивать его чувства, разум и способности. Камень бордюрный купить в москве бортовой камень в москве.

В трактате "О воспитании и наставлении детей" Новиков выдвигает задачу "образования разума" и "образования сердца" . . Под образованием разума он понимает развитие всех познавательных сил, начиная с ощущений. Чувственные восприятия лежат в основе' познания: "впечатления, делаемые в нас внешними вещами посредством наших чувств, и представления, происходящие от того в душе нашей", обеспечивают "все познания и науки человеческие" . В силу этого образование разума необходимо начинать с развития чувств ребенка. Важно научить его "примечать . красоты натуры, чудеса природы царств растений и животных, многоразличные воздушные явления, великолепие усеянного звездами неба" .

Однако, по Новикову, недостаточно упражнять органы чувств детей; необходимо сочетать это с развитием их понятийного мышления. Надо учить детей анализировать, сравнивать явления и предметы, отличать главное от второстепенного, сопоставлять свои суждения, делать на этой основе выводы и обобщения, находить причинно-следственные связи в окружающей жизни. Но человек, осмысливая все, что воздействует на него через органы чувств, не всегда приходит к истине. При этом источниками ошибок разума могут выступать разные причины - и узкий односторонний подход к изучаемому объекту, и дефекты восприятия, возникающие из-за недостатка опыта. Отсутствием у ребенка необходимых знаний Новиков объясняет возникающие у него затруднения в нахождении подлинных причинных связей и отношений между явлениями действительности. В связи с этим особую роль приобретает формирование у ребенка критичности мышления, характеризующейся способностью тщательно анализировать свои суждения, сомневаться в их правильности, настойчиво искать пути к истине. Важнейшими качествами ума Новиков считал также основательность и самостоятельность мышления, а недостатками - "торопливость" мысли, ее оторванность от реальной действительности.

Новиков не отождествлял слово и мысль. Слова - это "знаки богатства нашего духа", выражающие мысли вовне. В деятельности мышления принимает участие и волевая сторона человека, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Большое значение в умственном развитии ребенка Новиков придавал его общению со взрослыми. Именно воспитатель способен развить познавательный интерес ребенка, помочь ему осознать цель учения, сделать ее близкой и притягательной, пробуждающей чувства и разум. Для этого надо опираться на присущую ребенку естественную любознательность, всячески поддерживать, стимулировать и развивать ее. Новиков обращал внимание на необходимость учитывать возрастные возможности детей и обучать их "по силам". Так, у детей существует определенная мера восприятия нового, поэтому нельзя чрезмерно перегружать их знаниями. Дети еще слабо владеют вниманием, быстро устают и отвлекаются, если учитель останавливается "слишком долго при одной вещи". Однако они более наблюдательны по сравнению со взрослыми и часто обращают внимание на то, что последние не замечают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Адаптация осужденых к условиям лишения свободы
Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для неё новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными /ненужным ...

Полученные результаты и критерии оценки успешности проекта
После проведения данного тренинга, обнаружилось, что у детей уменьшилась боязнь многих вещей, и повысилась самооценка. Мы попытались при помощи данного тренинга дать ребенку возможность, чтобы в проблемных ситуациях он принимал решение самостоятельно, смог более сознательно оценивать свое состояние, осознавать и принимать свои эмоции и ...

Открытие инсайта в работах В. Келера
Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию – инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы , Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции , к ...