Психологические идеи в русской философии XVIII векаСтраница 2
Анализ статей свидетельствует о наличии интереса к познавательной деятельности. Понятия "рассудок" и "разум" традиционно различались. Деятельность рассудка понималась как мыслительная, находящаяся в прямой зависимости от органов чувств и мозга; подчеркивалось, что органы чувств дают знания об окружающем мире. К проявлениям разума относили акты сосания, неосознаваемые координации движений, импульсивные защитные реакции. Отмечалось, что для деятельности разума необходимы "нервы, мускульные и перепончатые части тела" . Эмпирические наблюдения при этом сочетались с религиозными суждениями о непостижимом Божием промысле, проявляющемся в разуме. Авторы указывают на необходимость развития разума путем упражнений, подобных тренировкам памяти.
В статье "О бытии первоначальной величайшей вины всех" в качестве источников человеческого знания наряду с чувственным восприятием мира выделяются также врожденные понятия Бога, закона, управляющего Вселенной . Диаметрально противоположные идеи высказываются в работе "О понятиях и источнике оных", в которой учение о врожденных понятиях критикуется как архаичное . Вслед за Д. Локком автор утверждает опытное происхождение знания. Таким образом, в журналах Новикова представлены различные точки зрения и подходы к решению психологических проблем.
Большой интерес вызывал вопрос о взаимоотношении разума и страсти; отмечалось как негативное, так в ряде случаев и позитивное влияние сильных страстей на умственную деятельность. Обращение к этой теме способствовало осознанию сложной структуры и динамики чувств человека, их амбивалентности, актуализации проблем самоконтроля, развития воли. В статье "Рассуждение о беспорядках, производимых страстями в человеке . " автор анализирует различные меры укрощения страстей . С его точки зрения, страстями надо управлять, а не запрещать их. Рекомендуется учиться переключать внимание, упражняться в сдерживании порочных страстей, развивать в себе положительные чувства.
Разработка проблемы воли представлена в статье "Философические рассуждения о человеческой воле вообще" . Автор подчеркивает осознанность и целенаправленность волевых действий: "Всякое хотение предполагает в уме нашем представления тех вещей, коих мы хотим, и возможность чего-нибудь хотеть зависит всегда от разума, который должен размышлять о принадлежащих тому представлениях" . В статье "Рассуждения о познании самого себя" разуму отводятся следующие функции: 1) постановка цели действия, 2) самоконтроль или соизмерение намерений человека с наличными силами . Таким образом, в понимании воли сильно выражен сознательный компонент. Говоря об обусловленности волевых действий человека внешними и внутренними причинами, авторы подчеркивают относительную самостоятельность воли, ее нравственную ценность. В статье "Рассуждение о бессмертии души" акцентируется внимание на самосознании и самооценке как процессах, сопутствующих волевым актам .
Свою просветительскую миссию Н.И. Новиков выполнял, работая также в детских изданиях, прежде всего в первом в России детском журнале "Детское чтение для сердца и разума" (1785). Цель журнала состояла в том, чтобы приобщить детей к чтению, дать им соразмерные возрасту разнообразные знания, развить их мышление. В число необходимых для детей знаний Новиков включал сведения о психической жизни человека. В связи с этим в журнале были опубликованы статьи из английских изданий, фрагменты сочинений Ш. Бонне, в которых в популярной форме были изложены основные свойства и отличительные особенности человека как части природы,-существа, способного двигаться, видеть, слышать, чувственно познавать окружающий мир. Человек, говорится в одной из статей, в силу умения говорить, думать, понимать, стоит на более высокой ступени развития, чем животные . Являясь дуалистом, Бонне выделяет две сущности человека: лишенную протяженности и образа душу и протяженное тело. В душе находится источник активности, движения. Действующие друг на друга, эти две сущности составляют величайшие таинства творения. В то же время Бонне отмечал, что "душевные действия человека" зависят от мозга, что все знания приобретаются извне с помощью нервной системы. Мозг сравнивался им с зеркалом, отображающим разные части вселенной.
Бандура: поведенческая теория личности
Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А.Бандура и Дж. Роттер.
Главным источником развития личности ...
Стрессоры рассогласования деятельности
– стрессоры разобщения – конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие;
– стрессоры ограничений – заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, дискомфорт, тюремная изоляция. ...
Несчастной любви не бывает
Несчастными могут быть отношения двух людей, построенные лишь на физической и эмоциональной близости или, как порой бывает, на равнодушии, безразличии друг к другу. Настоящая любовь не бывает несчастной, потому что любовь всегда обогащает. Любящая душа обязательно получает новые качества и новые возможности. Происходит обновление души. ...