Психологические идеи в русской философии XVIII века
Страница 5

Материалы » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Полезна рекомендация Новикова выяснять отношение ребенка к услышанному, усвоенному, заученному, что относится уже к формированию мировоззрения: именно активное осмысление действительности обеспечивает развитие детской самостоятельности. Потому нельзя требовать, чтобы дети безоговорочно верили словам родителей, считали их безгрешными. Дети вправе просить родителей доказать, обосновать сказанное ими. В противном случае они вырастают слепыми исполнителями чужой воли.

Подчеркивая ведущую роль разума в жизни человека, Новиков в то же время отмечал необходимость обеспечения гармонии между разумом и волей, разумом и сердцем ребенка.

В содержание понятия "образование сердца" Новиков включал целый ряд качеств характера, желания и склонности к "самолучшим вещам": честность, справедливость, любовь к истинному и доброму. Под гражданской добродетелью им понималось уважение к людям и признание их равенства, умение жертвовать частью своей естественной свободы в интересах других, готовность к известным самоограничениям и взаимным уступкам. Люди должны научиться господствовать над своими чувствами и желаниями, подчинять желания низшего порядка более высоким стремлениям. Именно воля рождает силу духа, власть над собой.

Новиков делает попытку наметить типы "сложения" детей, отмечая у одних врожденную "живость духа", "горячность в желаниях", "потребность в действенности", у других - склонность "к медлительности", спокойствию. Все это задатки, по его словам, есть та "земля", "которую обрабатывать должно" . В процессе воспитания дурные задатки можно ослабить, а положительные - развить и превратить в черты характера. Так, "действенность" ребенка, его "живость духа" можно направить на важные и полезные познания и науки, а "чувствительность сердца" использовать для развития благородных нравственных чувств.

Индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать при выборе средств и методов воспитательного воздействия. Например, медлительные в чувствах и действиях дети, по наблюдениям Новикова, склонны "более к лености и спокойствию и не столь удобно в движение приводимые". Строгое обращение повергает их в робость и уныние, поэтому наиболее адекватным способом воздействия в данном случае выступает оказание поддержки, спокойный и терпеливый тон общения, всяческое стимулирование активности ребенка .

Новиков реально оценивал возможности воспитания, осознавал, что в ряде случаев оно не приводит к позитивному результату. Среди причин воспитательных неудач он выделял сопротивление ребенка действиям воспитателей, отсутствие у него того или иного природного дара, а также стихийное развитие негативных склонностей; ведь "плевелы могут одержать верх и на доброй почве" .

Представляет интерес попытка автора дать периодизацию "развития детской души". Им выделяются такие стадии детской жизни, как "младенчество", "ребячество", "юношество". Прослеживается становление и развитие духовного мира ребенка, начиная с элементарных биологических потребностей в младенческом возрасте, к непроизвольному подражанию в "ребячестве", а от него - к сложным психическим переживаниям в юности, когда появляется восхищение жизнью, желание наслаждаться ею, стремление все познать и испытать. Давая развернутые характеристики выделенных периодов онтогенеза, Новиков останавливается не только на психосоматических новообразованиях и приобретениях каждого возраста, но вскрывает и его слабые стороны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Какой должна быть наука о поведении
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явлению. Люди, по своей сути, очень сложные, но, все же, машины. Хотя о ...

Взаимосвязь процесса становления самосознания и субъективных кризисных явлений в старшем подростковом возрасте
Анализ личностного кризиса подросткового возраста требует обращения к исследованию процесса личностных изменений и их переживания субъектом кризиса. В связи с этим преломление кризиса в самосознании старших подростков составляет предмет нашего исследования. Следует отметить, что подобное обращение к внутренней картине личностного кризи ...

Интерпретация данных.
Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики. Интерпретация текста основана на т ...