Фактор произвольной регуляции психической деятельности

Материалы » Нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспеваемости » Фактор произвольной регуляции психической деятельности

Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенез продолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. В произвольную регуляцию включаются:

ü Постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами;

ü Планирование;

ü Контроль

Именно контроль является наиболее слабым звеном в регуляции деятельности у ребенка, что проявляется в не доведении действия до конечного результата, соскальзывании, в отсутствии проверки после выполнения задания. Здесь могут наблюдаться такие явления как отвлекаемость школьника на внешние раздражители, поступающие во время решения какой – либо задачи. Контролирующая составляющая фактора формируется в игровой деятельности (ролевые игры, игры с правилами т.д.).

Непослушный ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций вследствие нежелания следовать им. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий. Слишком велика зависимость о непосредственных влияний окружающего мира; еще очень трудно предвидеть результаты собственных действий, разделить в свое сознании желаемое «сейчас» и возможно «после» и вообще представить себе даже ближайшее будущее. Необходимое для этого, по словам Выготского, сотрудничество с самим собой складывается в течение всей жизни человека. Для ребенка оно может быть просто непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга только - только оформляется к семи годам.


Техники «борьбы»
Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, нужно отметить, что в обоих случаях партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае доминирования участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга. ...

Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды – с другой. Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего ...

Зарубежный подход к стрессу в труде
В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. В частности Касл выделяет основные направления ...