Сравнительный анализ подходов к изучению понятия "идентичность"
Страница 1

Материалы » Психология личностной отображаемости и идентичности » Сравнительный анализ подходов к изучению понятия "идентичность"

В социальных науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем самоопределения, поиска собственного Я. В последние годы в разных науках (философии, социологии, психологии) этот вопрос формулируется в терминах идентичности. В целом, идентичность можно определить как чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Проблема идентичности в различных ее аспектах является одной из основных в современной психологической науке. Вместе с тем, пожалуй, ни одно из психологических понятий не отличается такой неопределенностью, как понятие идентичности(4).

Для развития исследований в данной области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний. В данной работе мы решили провести сравнительный анализ подходов к исследованию идентичности. Вслед за Ивановой Н.Л. мы выделяем несколько подходов к исследованию идентичности: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. И. Марсиа); бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф, Д. Т. Кэмпбел); символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кулей, Е. Гоффман); когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, М. Хог); конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т.Г. Стефаненко).

По нашему мнению, основными различиями в представлениях о понятии идентичность можно считать определение данного понятия, взгляды на структуру и формирование. Сравним вышеперечисленные направления по указанным категориям.

В психоаналитическом направлении под идентичностью понимается структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность рассматривается как сложное личностное образование, состоящее из трех уровней: индивидного (результат осознания человеком себя как относительно неизменной данности), личностного (ощущение собственной неповторимости) и социального (осознание себя частью группы). Формирование идентичности происходит посредством серии идентификаций (отождествлений), оно представляет собой серию выборов в ходе осознания и принятия данных о себе.

В бихевиористическом подходе идентичность рассматривается в рамках групповой принадлежности как осознание человеком своей причастности к группе. Акцент делается на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Идентичность формируется как следствие реальных межгрупповых отношений, в частности, межгрупповых конфликтов. Усиливает социальную идентичность конкуренция между различными социальными группами. Отношения сотрудничества и кооперации, напротив, снижает тенденцию к идентификации.

Представители символического интеракционизма определяют идентичность как субъективное представление о себе, самосознание личности, складывающееся из реакций на мнение о нем окружающих. Основное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека, как он сам видит себя и как соотносятся эти два процесса. Интеракционисты выделяют два компонента идентичности: самоидентичность (то, как человек воспринимает свою социальную позицию) и социальная идентичность (точка зрения других на социальную позицию человека). Идентичность формируется в ходе социального взаимодействия, а также усвоения социальных ролей.

Представители когнитивного подхода говорят об идентичности как о когнитивной системе, которая выполняет роль регуляции поведения. Идентичность относится к области Я-имиджа или Я-концепции, связана с установкой человека на себя как на объект. Она представляется как иерархия моделей, включающая в себя социальные и индивидуальные характеристики, Я-имиджи. Основными механизмами формирования идентичности признаются категоризация и социальное сравнение.

В конструкционистском подходе идентичность понимается как своеобразный компонент процесса социализации, который позволяет установить успешность социализации как таковой. Идентичность - динамическая система конструктов, в которой сосредоточены представления человека о самом себе, сопровождающаяся оценочными и смысловыми проявлениями. Идентичность конструируется, строится на основе понимания своего места в мире.

Таким образом, мы видим, что в рассмотрении понятия идентичность перечисленными направлениями есть сходные и различные черты.

Общим является то, что во всех подходах идентичность определяется как внутриличностная структура, связанная с самоопределением и представлением человека о себе. Понятие идентичность рассматривается как сходное с такими понятиями, как Эго, Я, self, самость, самосознание. Формирование идентичности является длительным процессом, а не одномоментным актом. На образование идентичности влияют как личностные, так и социальные факторы.

Основным различием подходов к изучению идентичности является предмет исследования, область интереса. Рассматривая проблему формирования идентичности, психологи ставят вопрос о степени влияния личности и общества на создание представления о себе. Большинство исследователей делают акцент на социальной природе идентичности (бихевиоризм, интеракционизм, когнитивизм), которая формируется посредством социального взаимодействия. При этом личностные факторы практически не влияют на создание образа Я. В психоанализе и конструкционизме, напротив, личность сама выбирает, с кем идентифицироваться. Структура идентичности представляется как иерархическая модель либо как набор компонентов. В некоторых направлениях (бихевиоризм, конструктивизм) вопрос о структуре идентичности не затрагивается.

Страницы: 1 2


Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в раз­ное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...

Картина мира у детей
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира является более устойчивой и интегральной структурой, чем картина мира. Образ мира позволяет расставить акц ...

Онегинская.
Татьяна влюбилась в Онегина тоже с перового взгляда. "ты чуть вошел - я вмиг узнала". Так бывает, когда девушка долгое время испытывает одиночество, вращаясь среди "неподходящих" ей мужчин. Внутри у нее складывается идеал, каким должен быть ее избранник. И встретив того, кто хоть частично совпадает с этим образом, он ...