Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 1

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80% случаев. Напротив, добрые отношения характеризуются пониманием «с полувзгляда, с полуслова». Существенная характеристика взаимопонимания – его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности (общительность, например, легче всего наблюдаемое свойство личности).

Считается, что адекватное понимание человека человеком не требует слишком длительного или близкого знакомства. И это положение вполне оправдано тем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено «давлению эмоционального опыта отношений». Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более и менее значимых людей, групп, авторитетных лиц. Даже искажающие восприятие обстоятельства меньше проявляются на супругах. Иначе говоря, константность их восприятия друг друга более устойчивая, чем у лиц малознакомых.

Прежде, чем испытать симпатию–антипатию, включиться в общение, человек осознанно или неосознанно познает другую личность. При осознанном познавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания. Но не все может быть осознано, многое скрыто слабо сознаваемым конкретно-чувственным ощущением одной личностью–другой. Если на уровне восприятия и понимания одного человека другим осмысленность (точность, полнота и глубина) является ведущим моментом, то на уровне межличностных ощущений «срабатывает» механизм чувственного восприятия–неприятия.

Взаимопонимание–когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания – «согласие». Согласие – несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего и поверхностного, невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием и согласием существуют более сложные зависимости, чем это может показаться. Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождается согласием. Если во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, то во взаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Причем когнитивный процесс обеспечивает точность (соответствие), полноту охвата внешне-внутренних психологических характеристик и глубину раскрытия личности. По мере увеличения точности, полноты и глубины в межличностном понимании. больше включаются эмоциональный и регулятивный компоненты. И этот процесс завершается согласием или несогласием по поводу не только взаимопонимания, но и тактики, стратегии поведения по отношению друг к другу.

Единомыслие, общность точек зрения, единодушие – все это характеризует в итоге равновесие в системе взаимоотношений люден и демонстрирует ее оптимальную саморегулируемость. Саморегулируемость же партнеров и групп возможна на базе адекватного межличностного понимания. Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целого ряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости» личностных качеств познающих друг друга людей, характер межличностных отношений (в том числе субординационных и паритетных).

Между параметрами длительности, близости и адекватностью понимания существует U-образная криволинейная (непараметрическая) зависимость. Для более правильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некоторое оптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточность одного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информации друг о друге. Возможность же совершать поступки, активное поведение дает более точную, полную и глубокую информацию о «психологическом портрете» партнеров по общению и совместной работе. Вместе с тем длительное и близкое доверительное знакомство, устойчивые отношения могут искажать точность взаимопонимания в сторону переоценок положительных качеств личности. В силу этого полнота (как широта характеристики) и глубина (как определение сущности личности) также утрачивают адекватность.

Самооценка и оценка значимо и положительно связаны по таким свойствам личности, как темперамент, эмоциональность, по организаторским и психомоторным способностям. В целом адекватная ситуациям самоорганизованность усиливает положительную связь самооценок и оценок, даваемых другим людям. Наоборот, слабая самоорганизованность личности приводит к «утрате» связей внутренне-внешних оценок себя и других людей. Интраверты, в отличие от экстравертов, при большей адекватности самопонимания (совпадение, корреляция самооценок и оценок, даваемых другими людьми) склонны занижать самооценку. Экстраверты же менее адекватно оценивают себя и при этом завышают самооценку по сравнению с «объективными» оценками других.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие воображения у детей с недоразвитием речи
Воображение разворачивается в ситуациях относительной неопределенности и выполняет функцию планирования, т.е. создает программу дальнейшего поведения (С.Л. Рубинштейн). Оно также выполняет важную функцию в познавательной активности человека - реализует способность видеть целое раньше своих частей (Э.В. Ильенков). Развитие воображение с ...

Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ ...

Навыки невербальной коммуникации
Разминка : упражнение «молекулы». Цель упражнения: раскрепощение участников. Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас нач ...