Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 1

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80% случаев. Напротив, добрые отношения характеризуются пониманием «с полувзгляда, с полуслова». Существенная характеристика взаимопонимания – его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности (общительность, например, легче всего наблюдаемое свойство личности).

Считается, что адекватное понимание человека человеком не требует слишком длительного или близкого знакомства. И это положение вполне оправдано тем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено «давлению эмоционального опыта отношений». Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более и менее значимых людей, групп, авторитетных лиц. Даже искажающие восприятие обстоятельства меньше проявляются на супругах. Иначе говоря, константность их восприятия друг друга более устойчивая, чем у лиц малознакомых.

Прежде, чем испытать симпатию–антипатию, включиться в общение, человек осознанно или неосознанно познает другую личность. При осознанном познавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания. Но не все может быть осознано, многое скрыто слабо сознаваемым конкретно-чувственным ощущением одной личностью–другой. Если на уровне восприятия и понимания одного человека другим осмысленность (точность, полнота и глубина) является ведущим моментом, то на уровне межличностных ощущений «срабатывает» механизм чувственного восприятия–неприятия.

Взаимопонимание–когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания – «согласие». Согласие – несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего и поверхностного, невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием и согласием существуют более сложные зависимости, чем это может показаться. Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождается согласием. Если во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, то во взаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Причем когнитивный процесс обеспечивает точность (соответствие), полноту охвата внешне-внутренних психологических характеристик и глубину раскрытия личности. По мере увеличения точности, полноты и глубины в межличностном понимании. больше включаются эмоциональный и регулятивный компоненты. И этот процесс завершается согласием или несогласием по поводу не только взаимопонимания, но и тактики, стратегии поведения по отношению друг к другу.

Единомыслие, общность точек зрения, единодушие – все это характеризует в итоге равновесие в системе взаимоотношений люден и демонстрирует ее оптимальную саморегулируемость. Саморегулируемость же партнеров и групп возможна на базе адекватного межличностного понимания. Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целого ряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости» личностных качеств познающих друг друга людей, характер межличностных отношений (в том числе субординационных и паритетных).

Между параметрами длительности, близости и адекватностью понимания существует U-образная криволинейная (непараметрическая) зависимость. Для более правильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некоторое оптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточность одного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информации друг о друге. Возможность же совершать поступки, активное поведение дает более точную, полную и глубокую информацию о «психологическом портрете» партнеров по общению и совместной работе. Вместе с тем длительное и близкое доверительное знакомство, устойчивые отношения могут искажать точность взаимопонимания в сторону переоценок положительных качеств личности. В силу этого полнота (как широта характеристики) и глубина (как определение сущности личности) также утрачивают адекватность.

Самооценка и оценка значимо и положительно связаны по таким свойствам личности, как темперамент, эмоциональность, по организаторским и психомоторным способностям. В целом адекватная ситуациям самоорганизованность усиливает положительную связь самооценок и оценок, даваемых другим людям. Наоборот, слабая самоорганизованность личности приводит к «утрате» связей внутренне-внешних оценок себя и других людей. Интраверты, в отличие от экстравертов, при большей адекватности самопонимания (совпадение, корреляция самооценок и оценок, даваемых другими людьми) склонны занижать самооценку. Экстраверты же менее адекватно оценивают себя и при этом завышают самооценку по сравнению с «объективными» оценками других.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория потребностей А. Маслоу
Широкую известность получил,а концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в б ...

Цель и смысл жизни человека
Человек в своей повседневной жизни подчинен цели и смыслу, предопределяемых ему его биологической и социальной природой. От природы человек наделен способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические и духовные потребности. Любая потребность предполагает ее удовлетворение ...

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами ...