Роль взаимопонимания в межличностных отношенияхСтраница 5
Здесь количество точно оцениваемых личностных качеств в два раза больше, чем в парах друзей: сказывается роль эмоционального компонента взаимодействия, значительно корректирующего когнитивные характеристики партнеров при различных типах межличностных отношений. Интересным показался факт одинаковой точности взаимопонимания таких качеств личности, как мотивационная напряженность и интеллектуальная подвижность во всех трех типах пар (друзей, приятелей, «недругов»). В этом проявляется специфика совместной деятельности-учения, когда оба качества личности выступают в роли основных регуляторов академической успеваемости. Более того, если для формирования популярности имеет значение успеваемость ученика, то в индивидуальных межличностных отношениях она не играет заметной роли.
В исследовании С.В. Ковалевской, проведенном в 1978 г., особое внимание было обращено на выявление факторов, определяющих адекватность взаимопонимания в парах с различным типом отношений. Испытуемыми были студенты г. Ленинграда в возрасте от 17 до 26 лет, всего 66 человек. Тип межличностных, отношения оценивался по шкале Богардуса. Адекватность межличностного взаимопонимания оценивалась по описанной уже схеме (самооценочный и оценочный варианты Р. Кеттела) в парах друзей, приятелей и «недругов». Полученные данные показывают, что Друзья выше, чем другие пары, оценивают личностные качества друг друга. Они видят в друге больше, чем он сам: общительность, теплоту, доминантность, социальную смелость, экспериментаторство (как поиск нового), хороший самоконтроль.
У приятелей менее четкая система переоценок и недооценок. Приятели переоценивают друг в друге способность к сочувствию и так же, как и друзья, переоценивают экспериментаторство и самоконтроль. Следует заметить, что все переоцениваемые качества личности можно отнести к группе социально одобряемых, престижных. «Недруги» недооценивают интеллектуальные качества друг друга, что подтверждают результаты исследования Т.Б. Блошицыной. Характерно и другое: если друзья адекватно оценивают интеллектуальные качества друг друга, то приятели как бы «не замечают» интеллектуальные возможности партнера.
Это подтверждает действенность дружбы в нашем случае и особую роль межличностной привлекательности в приятельских ларах. Наконец, это говорит об особом «удельном субъективном и объективном весе» такого фундаментального качества личности, как интеллект.
Возникновение психики
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.
В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным ...
Нарушение влечений
Может наблюдаться жестокость к родителям, другим детям, животным. Агрессивные действия возникают как способ привлечь внимание окружающих, вступить в игру, а также как проявление радости. Аутоагрессивные действия носят спонтанный характер или возникают при неудачах. Инстинкт самосохранения может значительно снижаться. Дети часто выпадают ...
Тест для определения типа темперамента:
Нужно выбрать из представленных качеств или особенностей поведения те, которые свойственны Вам. Нужно выбрать не менее 20 качеств
· впечатлителен до слезливости
· неусидчив, суетлив
· чрезмерно обидчив
· не растрачивает попусту сил
· неустойчив в интересах и склонностях
· настойчив в достижении поставленной цели
· легко переносит ...

