Роль взаимопонимания в межличностных отношенияхСтраница 5
Здесь количество точно оцениваемых личностных качеств в два раза больше, чем в парах друзей: сказывается роль эмоционального компонента взаимодействия, значительно корректирующего когнитивные характеристики партнеров при различных типах межличностных отношений. Интересным показался факт одинаковой точности взаимопонимания таких качеств личности, как мотивационная напряженность и интеллектуальная подвижность во всех трех типах пар (друзей, приятелей, «недругов»). В этом проявляется специфика совместной деятельности-учения, когда оба качества личности выступают в роли основных регуляторов академической успеваемости. Более того, если для формирования популярности имеет значение успеваемость ученика, то в индивидуальных межличностных отношениях она не играет заметной роли.
В исследовании С.В. Ковалевской, проведенном в 1978 г., особое внимание было обращено на выявление факторов, определяющих адекватность взаимопонимания в парах с различным типом отношений. Испытуемыми были студенты г. Ленинграда в возрасте от 17 до 26 лет, всего 66 человек. Тип межличностных, отношения оценивался по шкале Богардуса. Адекватность межличностного взаимопонимания оценивалась по описанной уже схеме (самооценочный и оценочный варианты Р. Кеттела) в парах друзей, приятелей и «недругов». Полученные данные показывают, что Друзья выше, чем другие пары, оценивают личностные качества друг друга. Они видят в друге больше, чем он сам: общительность, теплоту, доминантность, социальную смелость, экспериментаторство (как поиск нового), хороший самоконтроль.
У приятелей менее четкая система переоценок и недооценок. Приятели переоценивают друг в друге способность к сочувствию и так же, как и друзья, переоценивают экспериментаторство и самоконтроль. Следует заметить, что все переоцениваемые качества личности можно отнести к группе социально одобряемых, престижных. «Недруги» недооценивают интеллектуальные качества друг друга, что подтверждают результаты исследования Т.Б. Блошицыной. Характерно и другое: если друзья адекватно оценивают интеллектуальные качества друг друга, то приятели как бы «не замечают» интеллектуальные возможности партнера.
Это подтверждает действенность дружбы в нашем случае и особую роль межличностной привлекательности в приятельских ларах. Наконец, это говорит об особом «удельном субъективном и объективном весе» такого фундаментального качества личности, как интеллект.
Во время экзамена
Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.
1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, ...
СМИ
Сегодня психологическое влияние можно рассматривать как одну из наиболее актуальных проблем общества. Интерес к этой проблеме и ко всем связанным с ней вопросам заметно растет на протяжении последних десятилетий, причем и со стороны науки, и со стороны обывателей, когда психологическое влияние стало настолько глобальным.
Дабы оставатьс ...
Терапия супружеских измен
Измена как кризисная ситуация в браке может разрешиться восстановлением партнерства, привести к его распаду или остаться неразрешенной. Чаще всего люди сталкиваются с двумя вариантами развития событий:
1. развод
2. сохранение брачного союза.
Развод, пожалуй, первое желание обманутой женщины. Но прежде чем принять столь серьезное реше ...