Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 5

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Здесь количество точно оцениваемых личностных качеств в два раза больше, чем в парах друзей: сказывается роль эмоционального компонента взаимодействия, значительно корректирующего когнитивные характеристики партнеров при различных типах межличностных отношений. Интересным показался факт одинаковой точности взаимопонимания таких качеств личности, как мотивационная напряженность и интеллектуальная подвижность во всех трех типах пар (друзей, приятелей, «недругов»). В этом проявляется специфика совместной деятельности-учения, когда оба качества личности выступают в роли основных регуляторов академической успеваемости. Более того, если для формирования популярности имеет значение успеваемость ученика, то в индивидуальных межличностных отношениях она не играет заметной роли.

В исследовании С.В. Ковалевской, проведенном в 1978 г., особое внимание было обращено на выявление факторов, определяющих адекватность взаимопонимания в парах с различным типом отношений. Испытуемыми были студенты г. Ленинграда в возрасте от 17 до 26 лет, всего 66 человек. Тип межличностных, отношения оценивался по шкале Богардуса. Адекватность межличностного взаимопонимания оценивалась по описанной уже схеме (самооценочный и оценочный варианты Р. Кеттела) в парах друзей, приятелей и «недругов». Полученные данные показывают, что Друзья выше, чем другие пары, оценивают личностные качества друг друга. Они видят в друге больше, чем он сам: общительность, теплоту, доминантность, социальную смелость, экспериментаторство (как поиск нового), хороший самоконтроль.

У приятелей менее четкая система переоценок и недооценок. Приятели переоценивают друг в друге способность к сочувствию и так же, как и друзья, переоценивают экспериментаторство и самоконтроль. Следует заметить, что все переоцениваемые качества личности можно отнести к группе социально одобряемых, престижных. «Недруги» недооценивают интеллектуальные качества друг друга, что подтверждают результаты исследования Т.Б. Блошицыной. Характерно и другое: если друзья адекватно оценивают интеллектуальные качества друг друга, то приятели как бы «не замечают» интеллектуальные возможности партнера.

Это подтверждает действенность дружбы в нашем случае и особую роль межличностной привлекательности в приятельских ларах. Наконец, это говорит об особом «удельном субъективном и объективном весе» такого фундаментального качества личности, как интеллект.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком. При ...

Диспозиционное направление
В психологии существуют два основных направления в исследованиях о личности. Первое основано на выделении тех или иных личностных черт, а второе - на определении типов личности. Черты объединяют группы тесно связанных друг с другом психологических признаков. Гордон Оллпорт, один из наиболее влиятельных сторонников диспозиционального на ...

Диабет I типа
Диабет 1 типа проявляется обычно между тремя и пятнадцатью годами. Он отличается от других хронических болезней однородным течением. В 1950-е гг. существовали различные теории, согласно которым заболевание якобы провоцируют особые личностные черты человека. Контрольные изучения не смогли доказать этих гипотез. В последние годы обнаруже ...