Этапы творческого процесса

Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласно модели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:

Подготовка – этот этап заключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой (чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).

Созревание – это период перерыва или отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени, именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работать над проблемой.

Озарение – Это время победных криков: "Ага! " или "Эврика! " Такое озарение чаще происходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делает что-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.

Проверка истинности идеи – это момент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение до совершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что не нуждаются в дополнительной обработке.

В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека.

Таким образом, установлены характерные черты личности творческого человека:

Интеллектуальная раскованность

Отсутствие конформизма

Определенная "странность" поступков

Наличие признаков поведения "белой вороны"

Наличие "детских" черт характера

Творческий человек не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческий человек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. не склонен к конформизму, не боится оказаться "белой вороной", а так же творческая личность часто обладает "детскими" чертами характера.

Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Как правило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]

Тем не менее, творческие способности не редко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладания творческого и интеллектуального начала:

"Человек понимающий" - состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживание хода мысли внешнего учителя (книги).

"Человек творящий" - состояние формирования самих новых понятий, способность делать неожиданные для большинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственно ниоткуда не следуют.


План лечения
Лечение проводить в условиях стационара. Показана консультация психотерапевта. Медикаментозная терапия: 1. раствор сульфата магния 25% - 5,0 в/м №10 2. сибазон 0,005 1таб на ночь 3. пирацетам 0,4 2таб 3 раза в день 4. раствор кавентона 2,0 в/в кап на 200мл физраствора №10 5. раствор никотиновой кислоты 1мл в/м №10 ...

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Автор теории – Т. Ньюком. Центральный тезис теории заключается в следующем. Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снят ...

Объект и предмет специальной психологии
Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности). Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. ...