Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласно модели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:
Подготовка – этот этап заключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой (чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).
Созревание – это период перерыва или отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени, именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работать над проблемой.
Озарение – Это время победных криков: "Ага! " или "Эврика! " Такое озарение чаще происходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делает что-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.
Проверка истинности идеи – это момент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение до совершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что не нуждаются в дополнительной обработке.
В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека.
Таким образом, установлены характерные черты личности творческого человека:
Интеллектуальная раскованность
Отсутствие конформизма
Определенная "странность" поступков
Наличие признаков поведения "белой вороны"
Наличие "детских" черт характера
Творческий человек не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческий человек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. не склонен к конформизму, не боится оказаться "белой вороной", а так же творческая личность часто обладает "детскими" чертами характера.
Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Как правило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]
Тем не менее, творческие способности не редко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладания творческого и интеллектуального начала:
"Человек понимающий" - состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживание хода мысли внешнего учителя (книги).
"Человек творящий" - состояние формирования самих новых понятий, способность делать неожиданные для большинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственно ниоткуда не следуют.
Снежный ком
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности. Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жир ...
Истерия
Нередко у умственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство по механизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формирование симптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Так как умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью и особенной внушаемость ...
Специфика патологии познавательной деятельности при шизофрении
Шизофрения - хронически текущее психическое заболевание, характеризующиеся сочетанием специфических изменений личности (аутизм, эмоциональное уплощение, снижение активности - редукция энергетического потенциала, утрата единства психических процессов) с разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами.
Большинство больны ...