Этапы творческого процесса

Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласно модели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:

Подготовка – этот этап заключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой (чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).

Созревание – это период перерыва или отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени, именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работать над проблемой.

Озарение – Это время победных криков: "Ага! " или "Эврика! " Такое озарение чаще происходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делает что-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.

Проверка истинности идеи – это момент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение до совершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что не нуждаются в дополнительной обработке.

В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека.

Таким образом, установлены характерные черты личности творческого человека:

Интеллектуальная раскованность

Отсутствие конформизма

Определенная "странность" поступков

Наличие признаков поведения "белой вороны"

Наличие "детских" черт характера

Творческий человек не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческий человек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. не склонен к конформизму, не боится оказаться "белой вороной", а так же творческая личность часто обладает "детскими" чертами характера.

Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Как правило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]

Тем не менее, творческие способности не редко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладания творческого и интеллектуального начала:

"Человек понимающий" - состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживание хода мысли внешнего учителя (книги).

"Человек творящий" - состояние формирования самих новых понятий, способность делать неожиданные для большинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственно ниоткуда не следуют.


Выбор
В разделенном надвое конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает будет способство­вать расширению и большей определенности его системы. Выбор здесь связан с альтернативами, выраженными в дихотомическом конструкте, — или, по предыдущей аналогии, в правом или левом ответвлении дороги. Следовательно, ...

Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе
В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга. При большой тяжести органического поражения нервной системы формирование сложных психических функций может не развер ...

Возможности общения без слов
Общаясь между собой, мы обмениваемся не только словами, мы также обмениваемся информацией, которая проходит мимо нашего сознания, однако оказывает большое влияние на наше настроение, на наши мысли и поступки. В психологии такой обмен информацией называют невербальным (несловесным). Это интонация, с которой мы произносим те или иные ф ...