Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласно модели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:
Подготовка – этот этап заключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой (чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).
Созревание – это период перерыва или отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени, именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работать над проблемой.
Озарение – Это время победных криков: "Ага! " или "Эврика! " Такое озарение чаще происходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делает что-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.
Проверка истинности идеи – это момент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение до совершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что не нуждаются в дополнительной обработке.
В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека.
Таким образом, установлены характерные черты личности творческого человека:
Интеллектуальная раскованность
Отсутствие конформизма
Определенная "странность" поступков
Наличие признаков поведения "белой вороны"
Наличие "детских" черт характера
Творческий человек не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческий человек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. не склонен к конформизму, не боится оказаться "белой вороной", а так же творческая личность часто обладает "детскими" чертами характера.
Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Как правило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]
Тем не менее, творческие способности не редко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладания творческого и интеллектуального начала:
"Человек понимающий" - состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживание хода мысли внешнего учителя (книги).
"Человек творящий" - состояние формирования самих новых понятий, способность делать неожиданные для большинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственно ниоткуда не следуют.
Онегинская
Если вы долго были в одиночестве, любой более-менее приличный мужчина вам покажется идеалом. А это опасно. Ни один человек не может соответствовать тому образу, который вы создали в своем воображении. Кроме того, любовь женщины, возникшая от одиночества, а не от избытка энергии, часто воспринимается мужчиной как навязчивость. Может, поэ ...
“Найди отличие”. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания. Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослы ...
СМИ
Сегодня психологическое влияние можно рассматривать как одну из наиболее актуальных проблем общества. Интерес к этой проблеме и ко всем связанным с ней вопросам заметно растет на протяжении последних десятилетий, причем и со стороны науки, и со стороны обывателей, когда психологическое влияние стало настолько глобальным.
Дабы оставатьс ...