Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 3

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Н.Н. Авдеева определяет понятие идентификации «как установление в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных или идеальных) специфической эмоциональной связи между субъектом и отражаемым объектом, содержанием которой является непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом».

Таким образом, отождествление с другими людьми проявляется не только на когнитивном уровне, но и сопровождается положительным эмоциональным переживанием тождественности, целостности, хотя зачастую и неосознаваемыми. Целостность системы может обнаруживаться по всем трем компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.

Когнитивный момент характеризуется «видением» сходства, тождества (часто неосознанно), эмоциональный–переживанием неразрывности в системе связи «я и другой».

Поведенческий момент идентификации выражается содействием, в условиях угрозы или простой целесообразности сотрудничеством, кооперацией действий.

Идентификация может дифференцироваться в соответствии с тем, кто или что является точкой отсчета: личность воспринимающего и оценивающего или личность другого человека. В первом случае собственные личностные качества отождествляются с качествами другого человека.

При этом субъективное (в представлении) сближение качеств и оценок осуществляется через приписывание другому своих личностных особенностей. Во втором случае отождествление идет также через сравнение другой личности со своей, но сближение качеств и оценок в представлении осуществляется благодаря приписыванию себе личностных особенностей другого. Такая дифференциация приписываний связана с типом доминирующей тенденции–идти в восприятии и оценках «от себя» или «от другого». Тенденция идти «от других» считается более плодотворной как в плане развития самой личности, так и всей системы межличностных отношений разнообразных общностей.

Идентификация состояний в большей мере регулируется эмоциональной структурой личности: гибкостью–ригидностью, вовлеченностью – отгороженностью, активностью – пассивностью и т.д.

Отождествление своего состояния с состоянием другого или, наоборот, переживаний другого со своими собственными переживаниями – необходимое условие единства людей. «Эмоциональное вовлечение членов в дела группы, т.е. высокая степень идентификации членов с группой, – существенные параметры существования первичных групп, межличностных отношений (в семье, в группе друзей, приятелей)». Исследования показывают также, что сплоченные группы, в отличие от несплоченных, характеризуются слабой дифференциацией отношений и взаимопонимания. Это своеобразный признак идентификации, целостности, неделимости группы (пары) на составные элементы. Здесь эмоциональные и когнитивные процессы характеризуют сплоченность и совместимость людей.

Сплоченность – как единство когнитивное, совместимость – эмоциональное, сработанность – поведенческая интеграция, единство. Эмоциональный компонент взаимодействия и отношений сопровождает процесс познания (оценивания) другой личности, меняя его в соответствии с тем, какие эмоциональные состояния сопровождают этот – процесс. Они могут различаться по знаку субъективных переживаний, т.е. быть либо положительными, либо отрицательными, и иметь разную степень интенсивности субъективных переживаний.

При отсутствии эмоциональных отношений (симпатий – антипатий) взаимопонимание, в частности идентификация, должно иметь промежуточное значение, испытывая влияние других, т.е. неэмоциональных, факторов: время знакомства и совместной работы партнеров, автономность группы, субординационный и паритетный типы распределения функций типа лидер–ведомый. Следует, правда, признать за эмоциональным отношением ведущее значение в когнитивной идентификации. В адекватности межличностного понимания «удельный вес» эмоционального компонента меньше, чем в идентификации.

Поведение также может характеризовать степень идентификации. Это выражается в действиях, поступках партнеров (друзей, супругов), что особенно отчетливо проявляется при столкновении их с другими людьми, например в конфликтной ситуации. Любые негативные воздействия со стороны – «постороннего лица» А на одного из партнеров В передаются и отзываются в С, что может проявиться в агрессивном поведении С по отношению к «обидчику» А.

Удельный вес каждого компонента (КЭП) в структуре процесса и результата идентификации разный. Например, может существовать только эмоциональное отождествление между людьми при наличии объективных и субъективных (когнитивно-представленческих) различий между ними. Возможна только когнитивная (субъективная) идентификация, не сопровождающаяся эмоциональным отождествлением, сопереживанием. Эмоциональная идентификация без когнитивного отождествления характерна для дружеских отношений, особенно имеющих длительную историю (таковы «друзья детства»). Эмоциональная память, опыт прежних лет заставляют людей эмоционально отождествляться друг с другом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Введение.
Бесстрастная статистика постоянно сообщает тревожные факты: расчет число психических заболеваний среди детей, высоки показатели детских неврозов. Как противостоять этим явлениям? Как научить ребенка жизненной стойкости, способности верить в свои силы, не опускать рук и не впадать в отчаяние при неудачах и жизненных ударах? Путь здесь од ...

Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...

Исторический аспект изучения проблемы психических состояний
Первое более-менее систематическое изучение психических состояний (ПС) начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н. э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории "состояние" произошло в работах Канта и Гегеля. Систематическое изучение ПС в психо ...