Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 2

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях, общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойства личности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждой конкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной, территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируют престижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями в отношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешние данные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных» для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки той или иной личности.

Межличностные отношения характеризуются не одним только параметром адекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но и идентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другой личностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный». Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов и образов.

Сравнение – одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства – различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формирует целостность системы межличностных отношений. Здесь включается эмоциональный компонент гармоничности, естественности связи, смысл которой в чувстве «мы», а не «я и другие» или «мы и они».

Естественно, что идентификация – феномен, который существует только в сознании одного индивида, пары людей или совокупного субъекта (группы, общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют сложные зависимости. В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного (представляемого) сходства, тождества личностей:

а) объективное и субъективное сходство;

б) объективное сходство и субъективное различие;

в) объективное различие и субъективное сходство;

г) объективное и субъективное различие.

Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.

Интересным представляется феномен, выявляемый в психиатрической практике: «здорового человека раздражает подчеркивание ими своей «непохожести» на других людей». Причем отрицание сходства с другими людьми, которое наиболее выпукло и часто проявляется у истеричных лиц и у невротиков, характеризует одну из тенденций человека.

Другая тенденция, в большей или меньшей мере уравновешенная с первой, характеризует потребность личности быть похожей на подобных себе. «Невротический эгоцентризм, – пишет А. Кемпински, – в основном можно рассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека, а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать. Эгоцентризм можно рассматривать как выражение факта центрального плана отношений. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия и внешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; таким образом эта система становится центральным пунктом своего мира, так как особенным образом упорядочивает этот мир».

И если у животного, даже высокоорганизованного, дифференциация неосознанна, то у человека она может регулироваться в раннем онтогенезе воспитанием, в период созревания личности – самовоспитанием. Вступая в контакт с другими людьми, человек обязательно отождествляет себя с ними в большей или меньшей степени; без этого немыслимы общение и выработка средств взаимопонимания (языка в широком смысле слова). Если в раннем возрасте «яканье» как признак становления личности характеризует «нормальный» эгоцентризм, то у взрослого человека оно может быть признаком невротизации личности.

Эгоцентризм мироощущения, мировосприятия и миропонимания может переходить в эгоцентрическое мировоззрение, которое и затрудняет межличностные отношения. В более широком контексте эгоцентризм может сказываться и на межгрупповых отношениях, связанных с социокультурными различиями общностей. Тогда масштабы противоречий и конфликтов существенно увеличиваются. Возникает дилемма: «мы – они». Психологическая культура отношений предполагает осознания искусственности такой дилеммы, особенно в критических ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80% случаев. Напротив, добрые отношения хара ...

Начальный этап формирования личности ребенка
В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самоо ...

Понятие об эмоциях и чувствах и их физиологические основы
Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. От чувств следует отличать эмоции, хотя ...