Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Страница 2

Материалы » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях, общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойства личности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждой конкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной, территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируют престижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями в отношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешние данные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных» для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки той или иной личности.

Межличностные отношения характеризуются не одним только параметром адекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но и идентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другой личностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный». Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов и образов.

Сравнение – одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства – различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формирует целостность системы межличностных отношений. Здесь включается эмоциональный компонент гармоничности, естественности связи, смысл которой в чувстве «мы», а не «я и другие» или «мы и они».

Естественно, что идентификация – феномен, который существует только в сознании одного индивида, пары людей или совокупного субъекта (группы, общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют сложные зависимости. В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного (представляемого) сходства, тождества личностей:

а) объективное и субъективное сходство;

б) объективное сходство и субъективное различие;

в) объективное различие и субъективное сходство;

г) объективное и субъективное различие.

Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.

Интересным представляется феномен, выявляемый в психиатрической практике: «здорового человека раздражает подчеркивание ими своей «непохожести» на других людей». Причем отрицание сходства с другими людьми, которое наиболее выпукло и часто проявляется у истеричных лиц и у невротиков, характеризует одну из тенденций человека.

Другая тенденция, в большей или меньшей мере уравновешенная с первой, характеризует потребность личности быть похожей на подобных себе. «Невротический эгоцентризм, – пишет А. Кемпински, – в основном можно рассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека, а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать. Эгоцентризм можно рассматривать как выражение факта центрального плана отношений. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия и внешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; таким образом эта система становится центральным пунктом своего мира, так как особенным образом упорядочивает этот мир».

И если у животного, даже высокоорганизованного, дифференциация неосознанна, то у человека она может регулироваться в раннем онтогенезе воспитанием, в период созревания личности – самовоспитанием. Вступая в контакт с другими людьми, человек обязательно отождествляет себя с ними в большей или меньшей степени; без этого немыслимы общение и выработка средств взаимопонимания (языка в широком смысле слова). Если в раннем возрасте «яканье» как признак становления личности характеризует «нормальный» эгоцентризм, то у взрослого человека оно может быть признаком невротизации личности.

Эгоцентризм мироощущения, мировосприятия и миропонимания может переходить в эгоцентрическое мировоззрение, которое и затрудняет межличностные отношения. В более широком контексте эгоцентризм может сказываться и на межгрупповых отношениях, связанных с социокультурными различиями общностей. Тогда масштабы противоречий и конфликтов существенно увеличиваются. Возникает дилемма: «мы – они». Психологическая культура отношений предполагает осознания искусственности такой дилеммы, особенно в критических ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическая часть: невербальная коммуникация
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важ ...

Психологический анализ проблемы восприятия и понимания школьниками иноязычного текста
В лингвистике текст долгое время понимался как «произведение речи, зафиксированное на письме». Во второй половине 20 века интересы языкознания переместились в сферу коммуникации. Критерий письменной фиксации текста стал необязательным. Появился ряд пограничных дисциплин, одной из которых является психолингвистика. В качестве своей задач ...

Исследование функционирования опекунских семей
В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. - Н.П.Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. Результаты обследования позволяют сделать выводы о возможностях опекунов создать надлежащие условия для воспитания детей, а также о самочувствии детей в этих семьях. Опекунами в ...