Психологическая наука в постсоветском КазахстанеСтраница 3
Современный этап развития психологической науки в Казахстане характеризуется актуализацией практической психологии как одного из наиболее важного научно-практического направления. Этому способствует возрастающая потребность различных структур общества и отдельных граждан в практической помощи психологов, психотерапевтов, в получении психологических консультаций и поддержки, в повышении психологической компетентности и информированности в области психологических знаний, а соответственно, и формирования психологической культуры.
Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей "психологизацией" средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи.
С начала нового тысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна "не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи", но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике.
До недавнего времени особое внимание уделялось развитию практической психологии в школьной психологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, таких как центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне области внимания теоретических и практических исследований остаются проблемы психологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а так же вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощь инвалидам и т.п.
Появление на всём постсоветском пространстве сети Кризисных центров, служб "Телефона доверия", созданных и развивающихся при поддержке различных международных фондов, частично компенсировало отсутствие психологических услуг для финансово и социально незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии в рамках работы психологических служб Кризисных центров, по нашему мнению, шло спонтанно, интуитивно. И эффективность психологической помощи зависела не столько от использования психологами результатов современных научных исследований в области практической психологии, а, сколько от личности самого психолога, его отношения к современным достижениям психологии, уровня его профессиональной и личностной готовности к оказанию помощи.
Виды опросов
· Анкетирование
· Личностные тесты
· Интервью. ...
Восприятие информации зрительным и слуховым
анализаторами
Человек-оператор около 90% всей информации получает через зрительный анализатор. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов.
Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору. Совокупность этих ...
Онлайн анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические со ...