Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Страница 4

Материалы » Психологическая наука в постсоветском Казахстане

Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия.

Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики.

В связи с тем, что в советской психологической школе существовали жесткие запреты на развитие реальной практики психологического консультирования и психотерапии, перед отечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит ряд проблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести: "соотношение отечественного и мирового наследия" в области психологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог в ситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одного подхода или "задействовать целый комплекс подходов и средств в силу комплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента", каков реальный "психологический портрет" клиента психологических служб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного и особого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации и многие другие.

Из выше обозначенных проблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований в области психологического консультирования и психотерапии: обобщение опыта использования западных технологий в практике психологической помощи населению, анализ отечественных разработок как теоретической базы психологического консультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологий практической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основным направлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиента психологической службы как "субъекта специфического воздействия", выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентов за помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмов функционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическую работу.

Страницы: 1 2 3 4 


Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе
В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга. При большой тяжести органического поражения нервной системы формирование сложных психических функций может не развер ...

Система "человек-машина"
Представим себе, что человек управляет каким-либо объектом. Будет ли это железнодорожный диспетчер или авиадиспетчер, летчик или машинист электростанции, - во всех случаях процесс управления имеет некоторые общие черты. Все изменения управляемого объекта улавливаются с помощью каких-либо датчиков, сигналы от датчиков преобразуются и под ...

Откажитесь от привычки воспринимать другого как противника.
Одна из самых распространенных вредных привычек - воспринимать существующего или потенциального партнера по общению как противника. Не слишком удачный опыт с несколькими журналистами или чиновниками - и мы распространяем свое впечатление на всех представителей власти или СМИ, заранее предполагая, что все чиновники якобы ничего не хот ...