Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Страница 4

Материалы » Психологическая наука в постсоветском Казахстане

Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия.

Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики.

В связи с тем, что в советской психологической школе существовали жесткие запреты на развитие реальной практики психологического консультирования и психотерапии, перед отечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит ряд проблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести: "соотношение отечественного и мирового наследия" в области психологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог в ситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одного подхода или "задействовать целый комплекс подходов и средств в силу комплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента", каков реальный "психологический портрет" клиента психологических служб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного и особого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации и многие другие.

Из выше обозначенных проблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований в области психологического консультирования и психотерапии: обобщение опыта использования западных технологий в практике психологической помощи населению, анализ отечественных разработок как теоретической базы психологического консультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологий практической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основным направлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиента психологической службы как "субъекта специфического воздействия", выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентов за помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмов функционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическую работу.

Страницы: 1 2 3 4 


Люди как исследователи
Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который ...

Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая с ...

Функции человека в системе "человек - машина"
Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или ком ...