Возникновение идеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.

Материалы » Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии » Возникновение идеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.

М. Вертгеймер исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых. Он также обнаружил инсайт и пришел к выводу, что тот связан с моментом переструктурирования ситуации.

В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которая мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознания проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения – инсайт.

5. Исполнительская стадия.

М. Вертгеймер доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения, причем хорошая схема дает возможность посмотреть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из элементов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс создания разных образов с постоянными элементами и является процессом творчества, и чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти образы, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Поскольку такое переструктурирование легче производить на образном (а не на вербальном) материале, то неудивительно, что Вертгеймер пришел к выводу: ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции. Поэтому у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Вертгеймер стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических операций), которая описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т. п. Детерминанты этих преобразований остались невыясненными. В гештальтпсихологии понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым. Инсайт означал переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций. Ему был придан универсальный характер. Это понятие стало основой объяснения адаптивных форм поведения у гештальтистов, в то время как концепция «проб и ошибок» бихевиористов игнорировала понимание (т.е. образно-ориентировочную основу действия), каким бы оно ни было, – мгновенным или постепенным. Адаптация считалась достижимой за счет тех же факторов, которые обеспечивают приспособление организма к среде на всех уровнях жизнедеятельности, в том числе и на уровнях, где образ вообще отсутствует.


Эмоционально-волевые интересы
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективног ...

Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда
Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостно ...

Искусство и чувства
Чувство в искусстве может существовать только в определенных формах, и наоборот, произведения искусства символически выражают чувства. Так что одно не может существовать без другого. Искусство не имеет ничего общего с реальным, физическим пространством и временем. Благодаря своей абстрагирующей способности искусство превращает реальное ...