Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Страница 2

Материалы » Психологическая наука в постсоветском Казахстане

Одной из задач современной психологической науки Казахстана в перспективе является разработка теоретико-методологических основ этой отрасли знаний с учётом этнопсихологических, демографических, экологических особенностей этого большого региона, так как перенесение методики психологического исследования Запада, основанных на иной методологии, может привести к нежелательным результатам. Приоритетными направлениями в области психологии, на наш взгляд, должны выступать изучение путей формирования и развития этнической личности, установление закономерности психического развития с момента её рождения до глубокой старости, воспитания её высокой духовно-нравственной сферы, механизмов становления чувств казахстанского патриотизма.

Также необходимо безотлагательно развернуть исследования психологических аспектов радикальной экономической реформы, механизмов формирования психологических новообразований личности в условиях перехода к рыночным отношениям, коммерческой торговле и бизнесу. В этой связи нужно разработать психологически обоснованные методы подготовки бизнесменов-профессионалов, предпринимателей; принципы перспективных обучающих систем и тренировочных заданий, рекомендации по эффективному восстановлению работоспособности человека, провести анализ психологических барьеров, тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, а также отдельных негативных последствий такого внедрения.

Многонациональный Казахстан должен стать крупным центром этнопсихологических исследований. Правда, в этом плане делаются определённые работы. Так, в КазГУ им. Аль-Фараби в прошлом году учреждён республиканский Центр по этнопсихологии и этнопедагогике, а буквально на днях создана кафедра этнической и педагогической психологии при факультете философии и политологии Казгосуниверситета.

Сегодня особую актуальность приобретает поиск эффективных путей выхода из экологического кризиса. Здесь на первый план могут выдвигаться проблемы изучения мотивации экологического поведения, раскрытие причин проступков лиц, за нанесение ущерба окружающей среде, изучение психологических последствий экологического кризиса в районе Аральского моря, Семипалатинского ядерного полигона (нарушение психологического здоровья, феномена суицида и др.).

В целях охраны здоровья населения в отдельных университетах и медицинских вузах следовало бы открыть группы или отделения готовящих медицинских психологов, расширить участие психологов также в работе лечебных учреждений, приступить к разработке национальной программы психологических исследований здоровья.

Первоочередные задачи в отраслях судебной, юридической и пенитенциарной (исправительной) психологий – разработка психологически обоснованных методов правового воспитания и правовой пропаганды, изыскание психологических источников правонарушений, деформации в общественном и индивидуальном сознании, принятие соответствующих рекомендаций по предупреждению преступлений, отбывания наказаний.

Какую роль играет психология в системе различных звеньев образования не требует особых доказательств. Вся система учебно-воспитательной работы, образования немыслима без психологического обеспечения.

Страницы: 1 2 3 4


Представление о личности в психосинтезе
Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я, высшего Я и коллективного бессознательного. Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят простей ...

Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта
Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался Декарт – сомнение во всем, особенно в том, что более очевидно. Выбор метода для него основа, он гов ...

Методы
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания; методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков; методика неоконченны ...