Психологическая наука в постсоветском КазахстанеСтраница 1
Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы исследования.
В настоящее время в нашей республике резко возросли интерес и потребность людей в интенсивной разработке различных актуальных проблем психологии. Повысился уровень научных исследований, расширена пропаганда психологических знаний, проведен ряд научно-теоретических конференций (1990,1994,1996,1998.), изданы монографии, выпущены учебники и учебные пособия, типовые программы, методические разработки, библиографические указатели, терминологические словари. Несколько оживилась деятельность психологов, входящих в Алматинскую областную ассоциацию «Национальное образование и воспитание», и работа вновь учреждённого Центра этнопсихологии и этнопедагогики при КазГУ им. Аль-Фараби.
Конечно, общая картина довольно отрадна. Но если посмотреть глубже, то всё обстоит здесь не столь благополучно.
К сожалению, статус психологии в нашей республике неоправданно принижен. Многие вопросы, имеющие самое прямое отношение к психологии, решаются без её участия. Так, очень слабо используются психологические данные в различных отраслях экономики, образования, здравоохранения, культуры, госаппарата, в правоохранительных органах, в армии и т.д. Почти не используются возможности психологической науки для профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, суицида, проституции и других негативных антиобщественных явлений, не проводится психологическая экспертиза и при анализе несчастных случаев, аварий, производственных травм, расследовании правонарушений и преступлений.
В сфере духовно-нравственной жизни полиэтнического общества не созданы условия для овладения основами психологических знаний и умений как важного элемента общечеловеческой культуры полноценно развитой личности, ориентированной на её самовоспитание и самоусовершенствование. Психологическая подготовка студентов средних и высших учебных заведений оказалась в значительной мере оторванной от решения реальных учебно-воспитательных задач и запросов демократического государства. Качество подготовки и численность специалистов-психологов не удовлетворяют нашу общественную потребность. Так, ежегодный приём студентов по специальности «психология» в 10 университетах не превышает ста человек. Если иметь в виду, что количество только общеобразовательных средних школ в республике более 9 тысяч, то эта цифра – капля в море.
Одной из причин перечисленных недостатков является крайне неудовлетворительное состояние разработки как фундаментальных, так и прикладных психологических проблем и острая нехватка квалифицированных психологов. В данный момент их у нас насчитывается не более 200 человек, из них более 30 кандидатов и 5 докторов наук.
Обновление демократического общества, его суверенизация и гуманизация, становление правового государства, реформа образования, развитие общественно-политической активности людей с учётом полиэтнического и многоконфессионального состава населения страны требуют преодолеть застой и отставание психологической науки, покончить с недооценкой психологических знаний и отсутствием психологической культуры во всех звеньях организации и управления экономической, социальной, политической и духовно-нравственной жизни казахстанского общества.
Взгляд и глаза
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стёклами тёмных очков.
Людей обычно выдают:
- какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
- непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») ...
Становление личностных новообразований младших школьников из детского дома
в условиях развивающего курса «Сказка»
Известными положениями в отечественной психологии являются положения о влиянии взрослых на ход психического развития детей в целом и на становление ведущих направлений психического развития. Большое значение приобретает изучение особенностей развития детей, воспитывающихся в условиях дефицита продуктивных взаимодействий с взрослыми, нап ...
Настоящее состояние больного
Общее состояние больной удовлетворительное, сознание ясное. Внешний вид больной соответствует возрасту. Телосложение пропорциональное, конституция нормостеническая. Осанка прямая. Цвет кожных покровов телесный. Подкожно-жировой слой развит хорошо. Слизистая оболочка полости рта розового цвета, влажная. Язык розовый, влажный, корень обло ...

