Нарушения развития зрительного восприятия у детей с аутизмом

Материалы » Особые дети и школа » Нарушения развития зрительного восприятия у детей с аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) - это первазивное нарушение развития, патогенез которого до сих пор не ясен. Данный синдром характеризуется патологическими изменениями коммуникативной, когнитивной и речевой сфер.

В настоящее время базовые механизмы, являющиеся предпосылками для развития высших психических функций у этих детей изучены явно недостаточно. В нашей работе сделана попытка обсудить варианты нарушения развития зрительно-пространственной функции при РДА и их возможные причины.

Одним из таких вариантов является несформированность полей зрения. При этом может наблюдаться недоразвитие нижнего/верхнего, левого/правого полей восприятия.

При наличии такого дефекта ребенок испытывает затруднения, когда стимулы проецируются в эти зоны, игнорирует их в своей деятельности.

Следствием этого становится неустойчивость внимания вплоть до полевого поведения, нарушение зрительно-пространственной координации, гиперактивность.

Действия с предметами приобретают манипулятивный характер, часто наблюдается нарушение конвергенции. За подобным дефицитом, вероятно, стоит нарушение дорсального зрительного пути, что подтверждается и данными функциональной МРТ.

Известно, что зрительное восприятие невозможно без наличия системы отсчета, относительно которой оценивается пространственное расположение объектов. Этим объясняется выпадение полей зрения у взрослых пациентов с поражением теменной доли.

Аналогичные нарушения могут наблюдаться у детей с РДА. Так, дефицитарность нижнего поля зрения, включающего в себя зрительное восприятие собственного тела, приводит к нарушению удержания внимания на предметах, находящихся на близком расстоянии.

У этих же пациентов наблюдается нарушения конвергенции, трудности координации "глаза-рука". Недостаточная сформированность верхнего поля зрения приводит к трудностям восприятия дистально расположенных объектов. Для таких детей будет характерным туннельное зрение, потеря фокуса внимания при начале перемещения в пространстве.

Еще одним вариантом может быть нарушение координации сигналов, поступающих с периферических и центральных полей зрения. Этот дефицит можно также обозначить, как трудности восприятия стимулов, не актуальных в настоящий момент.

Известно, что за одновременное восприятие нерелевантных сигналов отвечает правая теменная область и участок лобной коры, функционирование которых, по данным функциональных МРТ, нарушено при РДА.

В клинической картине это может проявляться трудностями переключения внимания, невозможностью отслеживания движущихся объектов, распадом зрительного контроля при перемещении в пространстве, почти полном доминировании периферического зрительного восприятия.

Описанные варианты дефицитарности развития зрительного восприятия нередко одновременно наблюдаются в клинической картине детей с РДА. Патология этого уровня может являться одной из существенных причин трудностей когнитивного и социального развития, и ее всестороннее изучение необходимо для формирования целостного подхода к реабилитации и коррекции.


Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности
Личность по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стремились понять сущность личности, раскрыть её психологическую структуру. В связи с этим активно стал ...

Воля, ее функции
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизво ...

Потребности в самоактуализации
Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значит ...