Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления
Страница 4

Материалы » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Какова структура первого этапа практической деятельности? Вся ли деятельность древнейших людей - хабилисов и прямоходящих - была социальной по своей сущности? Представляется, что это был период возникновения, зарождения практической, т.е. социальной по своей сущности, деятельности внутри деятельности биологической, приспособительной. Систематическое применение орудий австралопитеками, охота как основной способ добывания пищи - это виды жизнедеятельности биологические, приспособительные. Хабилисы, морфологически примыкая непосредственно к австралопитекам, стали систематически изготавливать орудия труда, и это, несомненно, изменило все виды их жизнедеятельности, но, по-видимому, не сразу, так как сама социальная деятельность еще была крайне примитивной, она еще только формировалась. Социальная деятельность по изготовлению орудий труда первоначально была "зародышевым ядром" среди других видов деятельности, которые продолжали еще оставаться биологическими, приспособительными и лишь постепенно перестраивались, подчиняясь социальным закономерностям.

Поскольку хабилисы изготовляли орудия, пусть самые примитивные, они уже трудились: ведь труд начинается с изготовления орудий. В то же время первые формы трудовой деятельности были "животнообразными" в отличие от развитых форм труда, в которых результат действия существует до начала действия в особой идеальной форме как цель. Трудовая деятельность не сразу отразилась в психике в адекватной форме, не сразу возникло идеальное целеполагание. Осознание трудовой деятельности как преобразующей, переход новой структуры материальной деятельности "извне - внутрь", т.е. интериоризация, происходили постепенно в соответствии с общей закономерностью отставания развития психики от развития материальной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что на стадии хабилисов трудовые процессы еще не нашли отражения в структуре мозга древних гоминид.

О неосознанном характере ранних форм трудовой деятельности можно судить прежде всего по случайной, неустойчивой форме древнейших искусственно созданных орудий труда, о чем свидетельствуют многочисленные данные археологии. Первоначально древнейшие формирующиеся люди, обрабатывая орудия, бессознательно подражали действиям друг друга, из полученных орудий выбирали и сохраняли удобные, а в дальнейшем стремились получить, вы брать и сохранить орудия, сходные с уже имеющимися. Так медленно, постепенно вырабатывалась постоянная форма рубил, пригодная для разнообразных работ. Она формировалась чисто практически и лишь потом отражалась в психике.

Тот механизм, который регулировал деятельность по изготовлению орудий труда, постепенно приобретающих постоянную форму, по всей вероятности, можно охарактеризовать как наглядно-действенное мышление, выражающееся в навыках и восприятиях. Оно непосредственно примыкает к наглядно действенному мышлению животных, высших обезьян, но отличается от него коренным образом: в случае наглядно-действенного мышления формирующихся людей возникают навыки - неосознанные обобщения в действии с орудиями. В навыках древнейших людей усваивается накапливаемый общественно-исторический опыт, закрепленный в орудиях, логика их изготовления. Постепенная выработка орудий постоянной формы на протяжении олдувая и древнего ашеля свидетельствует о возникновении и совершенствовании навыковых обобщений, которые и фиксируются в постоянной форме орудий, в возникающей единой логике их изготовления.

Эта практическая деятельность включает лишь одно звено: собственно изготовление простейшего универсального орудия, нанесение одного-двух, а позднее большего количества сколов. Такая материальная деятельность порождает первоначально именно вплетенное в нее, действенное "навыковое" мышление, которое вырастает из действенного навыкового животного мышления, но коренным образом отличается от него. Наглядно-действенное мышление, обслуживающее изготовление орудий, фиксируется, внешне опредмечивается в орудии и тем самым получает возможность отделиться от индивида и передаваться другим людям. Через взаимодействие предметов - а изготовление орудий происходит путем взаимодействия предметов - формирующиеся люди познавали и обобщали такие существенные их свойства, как плотность, твердость, сопротивляемость, хрупкость, расщепляемость и т.д. В итоге возникало обобщенное и опосредованное практикой социальное отражение действительности, отличное от самого совершенного психического отражения животных. Животное отражает то, что биологически значимо - полезно или вредно. Человек благодаря практической деятельности способен отражать объективные свойства, не зависящие от его биологических потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Функциональная асимметрия полушарий у больных с хронической недостаточностью мозгового кровообращения
Нарушение мозгового кровообращения в стыке веков стало одним из самых распространенных заболеваний. В России ежегодно происходит более 400 тысяч инсультов и до 35% из них с летальным исходом. Мозговой инсульт - это острое нарушение мозгового кровообращения со стойкой неврологической симптоматикой и морфологическими изменениями в вещест ...

Возрастные особенности
Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, ...

Оценка личности
Тест САН (самочувствие, активность, настроение), шкала тревожности Спилберга, исслед. темперамента Айзенка, шкалы самооценки, уверенности и др. Специальные тесты выглядят как опросники и шкалы. Проективные методики не используются. Используются тесты на познавательные способности. ...