Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления
Страница 3

Материалы » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Человек прямоходящий в плане строения скелета далеко продвинулся по направлению к человеку разумному: большой палец кисти руки был противопоставлен остальным четырем - антропологическая особенность, связанная с изготовлением и применением орудий, и в целом его скелет во многом сходен со скелетом современного человека. Но размеры и строение черепа существенно запаздывали в своем развитии по сравнению с остальными частями скелета. "Ниже шеи различия в скелетах человека прямоходящего и современного может заметить только опытный анатом. Но выше шеи человек прямоходящий походил на современного человека заметно меньше . сильнее всего он отличался от современного человека именно лицом". Эти и подобные данные палеоантропологии подтверждают на конкретном материале, что под влиянием трудовой деятельности изменяется прежде всего рука как орган и продукт труда, а уже позже происходят изменения в строении мозга и черепа, отражающие и закрепляющие совершенствование мышления, т.е. трудовая деятельность первична по отношению к сознанию, мышлению.

Каков характер средств труда, представляющих исторически первый этап практической деятельности? Рассматриваемый период охватывает олдувайскую и древнеашельскую археологические культуры. Олдувайская культура, творцами которой были хабилисы, - самая древняя, примитивная и продолжительная во времени (не менее 1 млн. лет). На различных континентах найдены многие тысячи предметов этой культуры. Это гальки и валуны, заостренные несколькими - часто одним-двумя - ударами. К олдувайским орудиям относятся также отщепы - осколки, полученные при ударе о камень. Но наиболее характерными для древнейшего периода человеческой культуры были чопперы. Вот как описывается это орудие по материалам, представленным крупнейшим археологом XX в. Мэри Лики, посвятившим изучению орудий из Олдувая более 30 лет: "Олдованский ударник [среди олдувайских галечных орудий Мэри Лики выделяет олдованские как наиболее древние] - это поистине праорудие. По форме он обычно представляет собой "булыжник" . - Сырьем для олдованского ударника служил овальный или грушевидный камень такой величины, что его удобно было сжимать в руке. Чтобы изготовить из него орудие, первым мастерам достаточно было из всех сил стукнуть им по большому камню или же, положив его на такой камень, ударить по нему другим камнем и отбить порядочный кусок. Еще удар - и отлетает второй осколок. Орудие получает узкий зубчатой край. Если повезет, край этот окажется достаточно острым, чтобы резать мясо, рассекать суставы и хрящи, выскабливать шкуры, заострять палки". Понятно, что в результате такой примитивной обработки получались орудия неправильной формы и различных размеров.

В течение сотен тысяч лет постепенно совершенствовалась форма древних орудий, начиная с примитивных олдувайских, приобретая стандартную форму, появились четкие миндалевидные очертания классического древнеашельского рубила.

Какие же производственные отношения были присущи первому этапу практической деятельности древних людей? Не приходится сомневаться в том, что этому историческому периоду, как и вообще первобытнообщинному способу производства, присуща общественная собственность на средства производства, определяемая чрезвычайно низким уровнем развития орудий труда и низкой его производительностью. Трудовая деятельность - изготовление орудий труда - могла успешно осуществляться лишь как непосредственно коллективная деятельность. Универсальный характер орудий труда, их предельная простота, примитивность свидетельствуют о том, что в первобытном стаде еще отсутствовало сколько-нибудь постоянное разделение труда.

Изготовление орудий труда и охота, требовавшая сплочения всего коллектива, порождали сугубо социальные отношения. Стадо как биологическое образование постепенно превращается в социальное, в котором сотрудничество осуществляется не время от времени (как прекрасно описывает Джейн Гудолл [4]), а постоянно, становится социальным сотрудничеством - взаимопомощью при изготовлении орудий труда, в охоте и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Трудности общения как фактор человеческой несовместимости
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства лично ...

Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский). Одним из первых мыслителей, ищущих решения практи ...

Развитие воображения у детей с недоразвитием речи
Воображение разворачивается в ситуациях относительной неопределенности и выполняет функцию планирования, т.е. создает программу дальнейшего поведения (С.Л. Рубинштейн). Оно также выполняет важную функцию в познавательной активности человека - реализует способность видеть целое раньше своих частей (Э.В. Ильенков). Развитие воображение с ...