Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления
Страница 5

Материалы » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Таким образом, в самом чувственном отражении действительности на основе практики формируется логическое, рациональное, поскольку в нем обобщаются существенные свойства предметов и явлений действительности, которые обнаруживаются опосредованно, через материальную практическую деятельность. Впервые такое обобщенное отражение проявляется в самой практике - в наглядно-действенном обобщении. Оно представляет собой принципиально новую форму отражения, возникшую в процессе преобразования действительности, а не приспособления к ней. Оно поэтому намного сложнее биологических форм отражения и первоначально осуществляется только в плане навыка и восприятия; лишь позднее совершенствуясь, оно переходит в план представлений.

Итак, возникновение орудия как материального посредника между человеком и природой вызвало появление идеального посредника. Понятие имеет поэтому "орудийную" природу, это особого рода "идеальное орудие", которое регулирует и направляет изготовление материального орудия; с другой стороны, материальное орудие - объективированное, опредмеченное понятие.

Моторные понятия древнейших людей еще нельзя рассматривать как "готовую" логическую форму мышления. Здесь уже вырабатывается логика действия, но нет еще логики мыслей, так как нет еще самой мысли, есть только ее зачаток - моторное понятие, выраженное в навыке и восприятии. Это мышление является зародышем рационального логического мышления в чувственном отражении, т.е. логическое мышление возникает не как "надстройка" над чувственными формами познания, а формируется в самих этих чувственных формах, в процессе практики.

Важной особенностью материальной деятельности рассматриваемого периода было то, что трудовые действия не могли еще быть отделены от средства и предмета труда. Древнейшие люди не могли еще выполнить или изобразить какие-то моменты производственной деятельности сами себе, без орудия, например оббивку рубила без рубила. В отличие от них современные люди могут изобразить, скажем, рубку без топора и т.д.

Это обусловило тот факт, что социальный опыт передавался непосредственно в процессе производства путем социального подражания. Трудовые действия содержали в себе в зародыше средства социального общения, знаковости. Несомненно, знака как такового в этот период еще нет, поскольку трудовые действия людей и их общение являются единым процессом. Трудовые движения человека, воздействуя на природу, воздействуют также и на других участников производства, " . действия человека приобретают при этих условиях двоякую функцию: функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения". Слитность этих функций в едином трудовом действии характерна именно для ситуативного интеллекта, когда информация о способе действия передается в самой ситуации деятельности. Древнейшие люди пользовались и звуковыми сигналами, но, вероятно, как и у современных обезьян, эта стадная сигнализация несла биологически значимую информацию. Можно предполагать, что изготовление орудий труда тоже сопровождалось такими звуковыми сигналами, но главным способом передачи социальной информации в этот период развития человека был сам процесс изготовления орудий труда.

Итак, способом передачи социальной информации был сам процесс изготовления орудий труда, прямое подражание, посредством которого усваивался, присваивался общественно-исторический опыт. И в настоящее время при формировании сложных навыков управления техническими устройствами (самолетом, космическим аппаратом, да и станками, автомобилями) требуется собственно материальная, подражательная деятельность. Звуковая речь необходима, но играет вспомогательную роль.

Развитие наглядно-действенного мышления, связанного в истории с производством орудий типа ашельских рубил, выражается в том, что действие редуцируется, сокращается за счет ликвидации лишних, ненужных движений. Многократное повторение этой деятельности в различных условиях приводит к его обобщению, к отделению действия прочно усвоенного, обобщенного от орудия и предмета труда. Действие, которое совершается в обобщенной форме без орудий и предметов труда, необходимо порождает представление об орудии и логике действия с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Семья и воспитание.
О воспитании написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие. Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, наход ...

Воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Данная подструктура деятельности юриста заключается в определении целей и задач правосудия, методов профилактики и борьбы с правонарушениями, умении, правильно, доступно и понятно толковать, право, разъяснять его гражданам. Здесь важно отметить умение юриста разъяснять суть той или иной правовой нормы, и правильное понимание её в послед ...

Формулирование вопросов и ответов
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений). 1.Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты ответов: «да», «нет». 2.Вопросы, предусматривающ ...