Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышленияСтраница 2
Наглядно-действенное мышление ребенка-преддошкольника, осуществляясь посредством материального практического действия, порождает в себе идеальные образования-обобщения сходных способов действия и соответствующих сходных свойств объектов действия - умения как обобщенные образы действия, т.е. обобщения, воплощенные в навыках. Такой навык неразрывно связан с восприятием предмета действия - орудия. Разные исследователи называют эти обобщения по-разному: "понятие в действии" или "моторное понятие" (С.Л. Рубинштейн), "сенсомоторное понятие" (Ж. Пиаже), "функциональное понятие" (Ф. Клике) и др. Из слитного чувственного образа выделяются общие, постоянные и существенные признаки предмета как орудия - функциональные признаки. Быстрое абстрагирование от случайных признаков предметов (например, от цветовых различий) имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудия своей деятельности. Такие понятия - первая форма, практическая форма усвоения индивидом общественно-исторического опыта. Возникновение первых функциональных обобщений в наглядно-действенном мышлении в результате орудийных действий означает качественный скачок в развитии психики, но их нельзя еще безоговорочно называть понятиями. Ведь понятие как таковое - это мысль о существенных свойствах предмета. А на этом этапе сущность выявляется, прежде всего, в действиях. Мысль как таковая вне деятельности в ранних функциональных обобщениях еще не содержится, она только формируется. "Моторное" понятие, таким образом, - зародыш собственно абстрактно-логического понятия в чувственной форме отражения.
Неоспоримым свидетельством необходимости наглядно-действенного мышления являются данные о начальном этапе формирования психики у детей с врожденной или рано наступившей слепоглухонемотой. Подчеркивая исключительную роль действий с предметами-орудиями для первоначального "очеловечивания" слепоглухонемых, А.И. Мещеряков называет изобретение таких предметов, как ложка, нож, одежда, жилище, "гениальным". Овладевая общечеловеческой мудростью, сконцентрированной в предметах быта, обучаясь правильно пользоваться сотнями этих предметов, слепоглухонемой ребенок вместе с формированием человеческого поведения формирует человеческое мышление.
В истории общества генетически первым этапом становления практической деятельности и мышления является период от возникновения древнейших формирующихся людей до перехода к неандертальцу.
Антропологический тип этого периода представлен видами Homo habilis (человек умелый) и Homo erectus (человек прямоходящий) (яванский и олдувайский питекантропы, синантроп, гейдельбергский человек и др.). Первоначально Луис Лики, впервые обнаруживший хабилиса, отнес его к австралопитекам, т.к. морфологически, особенно по размерам мозга, он соответствовал именно австралопитековым, но в дальнейшем, однако, выяснилось, что хабилисы - творцы древнейшей, ранее обнаруженной олдувайской культуры (от Олдувайского ущелья в Восточной Африке) - культуры "оббитых галек", и поэтому ученые справедливо отнесли их к древнейшим формирующимся людям. К тому же, позже были обнаружены хабилисы более совершенные анатомически, т.е. с более ярко выраженными особенностями их как людей. В анатомическом строении хабилисов, в отличие от классических австралопитеков, в большей степени развиты те особенности, которые свидетельствуют о способности к трудовой деятельности в такой последовательности: прямохождение, развитость конечностей (прежде всего кисти руки), особенности строения мозга, характерные для человека. Выпрямленную походку имели еще австралопитеки, у человека умелого (хабилиса) и человека прямоходящего эта человеческая антропологическая особенность выражена ярче, опережая развитие конечностей кистей рук; изменение строения черепа, головного мозга шло вслед за изменениями руки (В.П. Алексеев, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин, Л. Лики, Д. Джохансон). Древнейшие хабилисы имели мозг по размерам и строению, почти не отличающийся от мозга австралопитеков (В.И. Кочеткова).
Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...
Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта
Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался Декарт – сомнение во всем, особенно в том, что более очевидно. Выбор метода для него основа, он гов ...
Умственная отсталость - причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы
Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе.
Умственную отсталость следует отличать от наруш ...