Заключая описание основных факторов, лежащих в основе психической
деятельности особенно значимых для ее формирования в детском возрасте.
Описанные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющСтраница 1
Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход можно назвать следующие предпосылки школьной неуспеваемости:
ü Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать повремени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных перед ребенком задач.
ü Вторая вероятная причина – отставание или отклонение в анатомическом развитии отдельных мозговых структур.
ü В-третьих, даже при нормальном морфологическом созревании может не складываться соответствующий уровень функционирования.
ü В четвертых причиной трудностей может стать то что в процессе развития мозговых функциональных органов не проработаны необходимые связи – взаимодействия, как между различными структурами мозга, так и между психическим процессами.
Приложение 1
Составляющее звено |
Функциональное значение в процессе письма |
Зона мозга |
Нейропсихологический фактор |
Зрительный образ буквы |
Анализ элементов, различение письменных и печатных букв. |
Затылочные отделы |
Перцептивный |
Зрительно – пространственный образ буквы |
Различие букв, имеющие сходные конструкцию, положение буквы в зеркальном пространстве. |
Теменно – височно- затылочная подобласть |
Пространственный |
Исполнение написания |
Схема движения; тонкие движения руки; плавность переходов. |
Теменная область, задне-лобная ( премоторная область) |
Кинетический |
Инициация написания |
Постановка целей, выбор программы сочетаний букв, слов, контроль за написанием с понимаем смысла, расстановка знаков препинания. |
Лобные отделы |
Произвольной регуляции |
Соотнесение звука и буквы ч/з проговаривание |
Различение сходных по артикуляции звуков, а так же дифференцировка звуков в сложных сочетаниях |
Теменная область |
Кинетическая |
Восприятие звуков речи |
Различение звуков. |
Верхне-височная область |
Фонематический |
Слухоречевая память |
Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. |
Широкая височная область |
Модально-специфический |
Стабильность написания |
Равномерность темпа письма; сохранение размеров буквы по строке; соразмерность интервалов. |
Глубинные структуры |
Нейродинамический |
Динамика девиантности.
Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации:
1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели б ...
Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляетс ...
Отношение к надежде и значимые жизненные события
Традиционно в психологии, вслед за основоположниками отечественной концепции отношений А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым, отношение рассматривается как психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей, движущая сила личности, образующая целостную систему из трех взаимосвязанных между собой компонентов: 1) отношение к се ...