Основные проблемы возрастной психологии. Категория возраста
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.
Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.
Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.
Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.
Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.
Выделяют следующие компоненты возраста.
1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).
Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.
2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)
Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.
3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
«Подавление» («борьба»)
Психоанализ не различает «уход» и «подавление» как разные типы внутренней реакции человека на свои проблемы. Недостаточная четкость терминологических границ не означает, тем не менее, действительного отсутствия различий между этими явлениями. Возможно, эти различия в немалой степени связаны с тем, что процессы ухода детерминируются бесс ...
Конструкция
Человек предвосхищает события, конструируя их копии.
Поскольку жизнь — это процесс, никакие два события не являются в точности одинаковыми. Ожидаются события, подобные тем, которые уже происходили в прошлом. Но событие, подобное какому то другому, отличается при этом от множества иных событий. Здесь Келли вводит основной принцип констр ...
Тренировка психических умений и навыков
Тренировка психических умений и навыков воспитательной направленности способствует улучшению спортивных результатов.
Этапы программы ТПУ:
1. Ознакомление.
Продолжительность фазы может колебаться от часа до нескольких дней.
11. Усвоение.
Направлена на изучение методов и способов психологических умений и навыков.
12. Фаза практическ ...

