Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Страница 3

Материалы » Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Но педагогу недостаточно знать, что его роль в воспитательном процессе велика. Он должен уметь использовать свои воспитательные возможности в полную меру. Для этого ему необходимо овладеть действенными методами самооценки личностной и профессиональной готовности к осуществлению воспитания, в том числе и нравственного, уметь распознать характер скрытых личностных влияний на учащихся. Первым вопросом, на который должен получить ответ педагог, поставивший перед собой такую задачу, является вопрос о том, какие личные качества и профессиональные умения особенно важны для нравственного воспитания учащихся. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Наилучшего результата, на мой взгляд добиваются педагоги, которые старательно разрабатывают и последовательно применяют проверенные приемы воздействия на личность на протяжении временного отрезка, позволяющего отточить, отшлифовать формируемые качества. Такие педагоги заботятся о том, чтобы не утратить ни одного достоинства возраста и развить каждый зародыш добра и гуманизма. Педагог должен понимать, что между воспитанием на предыдущих и последующих ступенях существует взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.

Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками. Белинский считал, что в воспитании нравственности нужно учитывать: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».

В нравственном воспитании мне очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказки К.Д.Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Ребята глубоко сочувствуют персонажам сказки. Сказка доступна пониманию ребенка, будит его чувства. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так. В ходе бесед выяснилось, что большинство детей (80%) считают, что в мире больше злых людей, чем добрых. И мне надо убедить детей в том, что хороших, добрых людей, для которых важны справедливость, искренность, ответственность, совестливость, тоже немало. И я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну – «Царство человеческих ценностей», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, милосердие, преданность, вера, мудрость. Мудрые жители страны не только знакомят своих гостей с человеческими ценностями, но и помогают выйти из трудной ситуации, нужно только попросить у них помощи.

Путешествие в «Царство человеческих ценностей» помогает формировать у детей представление о добре и зле; показать красоту добрых поступков, понять, что каждому дана свобода выбора, творить добро или зло, быть честным или лживым, жадным или бескорыстным, капризным или послушным, ленивым или трудолюбивым. Дети сами оценивают или осознают через сказку, как к нему относятся люди, будь он тем или другим. Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, оценивают и осознают через сказку, как к ним относятся люди. Но ещё больше они любят обыгрывать сказки с куклами, сделанными своими руками. В своем объединении мы создали свой театр кукол. Велика и неисчерпаема сила воздействия театра на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу ребенка, сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения.

Страницы: 1 2 3 4


Поиграем с предметами
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов. 1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы. 2. Снова ненадолго показать ребенку предметы ...

Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом – психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а ...

Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от н ...