Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Страница 1

Материалы » Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный. Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Важную роль в формировании нравственности общество возлагает на школу и учреждения дополнительного образования. Поэтому изменения в социальной жизни нашей страны, вызвали перемены и в области просвещения. Становится иной система преподавания. Происходит переориентация со « знание-центристской» системы преподавания (основная цель которой – готовность будущего специалиста для производства) на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры (формированию духовно богатой, высоконравственной образованной и творческой личности)».

Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (нищета, преступность, деградация, ленивость, безрассудство, алкоголизм, наркомания, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, - это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка. Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, - все это за собой ведет жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет благонравного воспитания.

Таким образом, сегодня проблема приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. А данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

Однако, вопрос о нравственности не нов. Мифология, религия, философия, искусство всех народов мира полны попыток осмысления сложных нравственных коллизий, нравственного становления или деградации человека.

По словам Д.И. Дубровского: «сознание человека – довольно «упругий объект», далеко не всегда поддающийся воспитательным воздействиям. Это каждый знает по себе. Это обстоятельство имеет не только негативное значение, оно и позитивно. Нравственная сфера, по сути своей чрезвычайно консервативна, но она все же нуждается в новациях. По справедливому замечанию Толстых В.И., мораль предполагает не простое следование общепринятым нормам поведения, а развитую способность человека критически относиться к окружающему и себе. О средствах нравственного воспитания говорили немало во все времена педагоги, психологи и философы.

Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится. Из школы, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа, и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента.

Страницы: 1 2 3 4


Функциональная точка зрения
Когда возникает желание изучить какое-то психологическое явление, полезнее всего начать с рассмотрения его в функциональном аспекте, другими словами, перед анализом деталей этого явления при помощи, так сказать, сильно увеличивающей лупы лучше рассмотреть его менее увеличенным для того, чтобы принять во внимание его функциональное значе ...

Причина у сельского и городского населения.
Неблагополучную ситуацию в сельской местности по сравнению с городом можно объяснить рядом причин. Во-первых, городское население, по-видимому, лучше адаптировалось к происходящим быстрым изменениям в условиях и образе жизни. Во-вторых, в сельской местности больше злоупотребляют алкоголем, неэффективно работает служба неотложной медицин ...

Истерия
Нередко у умственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство по механизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формирование симптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Так как умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью и особенной внушаемость ...