Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Страница 4

Материалы » Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-либо спросить – ведь говорит-то кукла. Темы самые разнообразные: «Надо ли быть вежливым», «У Петрушки день рожденья», «Доброта спасет мир». Тематические беседы с куклой воспринимаются детьми внимательно, ребята легче включаются в игру-разговор. Персонажи кукольных представлений хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности, глупости.

Важным средством воспитания является игра. В жизни детей игра не только способ отдыха, но и необходимый вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. Игра – это такая форма деятельности, которую дети принимают охотно и больше всего любят. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.

На занятиях я использую много игровых упражнений. Например, игра «Вежливо-невежливо». Во время неё мы становимся в круг. Я кидаю мяч одному из играющих и одновременно задаю вопрос, например: «Уступить в трамвае место?». А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «Вежливо». Если это невежливо, мяч не надо ловить и сказать: «Невежливо». Теперь тот, у кого мяч сам кидает кому-то из ребят и тоже задает вопрос. Модернизация самой игры в «вежливо-невежливо» помогает детям быстрее осваиваться в ней и включиться в игровой процесс.

Ценностные ориентиры, сформированные у детей, готовят их к жизни в реальных условиях. В целом перед педагогами стоит задача - формировать самостоятельно действующую, нравственно и эстетически гармоничную личность, отвечающую за выбор своего жизненного пути.

Детей нужно учить делать правильный нравственный выбор. Нередко сейчас у многих ребят смыслом жизни становится потребительство и отрицание духовных ценностей. Некоторые дети не могут найти интересное занятие на время досуга, если никто не позаботится об этом, чтобы организовать для них развлечения. Хотя вокруг много интересных дел, было бы желание умение и разум. Нравственно-эстетическое воспитание является актуальной проблемой и важнейшим фактором при формировании личности. В XІX веке Герцена А.И. обратился к своему сыну: «Кем бы ты не стал, ученым или артистом, политическим человеком или чем хочешь - но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». Но эти слова остаются актуальными и для современного ребёнка, да и для взрослого человека.

Страницы: 1 2 3 4 


Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника». Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрит ...

Структура игры и уровни развития
Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры. Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, и ...

Механизмы самосознания
Первый из них – это способность к осознанию психических явлений. Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и раз ...