Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Страница 2

Материалы » Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как к нему теперь предъявляются повышенные требования: необходимо усвоение не только высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему как разумно мыслящему человеку теперь постоянно приходится рассуждать, что нравственно и безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали. Заложенное в детстве прочно и устойчиво. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Организуя учение, труд, игру детей, педагог получает возможность влиять на их нравственное развитие. У подростков значительное место в качестве побудителей их поведения и деятельности занимают нравственные чувства, а развитие нравственного сознания несколько отстает от развития их нравственных чувств и нравственного поведения. В моральной сфере подростков возникают следующие две новые особенности: во-первых, в этот период вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и с нормами взаимоотношений людей друг с другом, становятся в центре внимания; во-вторых, у подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения и оценки. Возрастные особенности старшеклассников способствуют повышению их интереса к проблемам нравственности. К старшим классам моральные принципы приобретают личностно значимый смысл, как говорят ученые, происходит интериоризация морали. Старшеклассники живо откликаются на любые предложения затронуть моральные проблемы, обсудить их. Но все, же нравственные знания старшеклассников еще не переросли в их убеждения. Поэтому и для старшеклассников необходимо организовать нравственное просвещение.Ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит педагогу. Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К.Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».

Страницы: 1 2 3 4


Основная часть
Первые опыты обучения обезьян человеческому языку заключались в обучении обезьян человеческому звукопроизношению. В середине 20в. во Флориде проводились первые опыты по обучению приматов человеческому языку, шимпанзе Викки выучила 4 слова. В дальнейшем также проводились исследования возможностей обучения обезьян человеческому языку. Усп ...

Упражнение «Автобус»
Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то опред ...

Память и речь
Память имеет большое общественное и личное значение. Благодаря памяти, накапливается, сохраняется и передается подрастающим поколениям общественный опыт, закрепленный в знаниях, навыках и умениях. Память – слагаемое интеллектуального потенциала, от которого во многом зависит социально-экономическое развитие страны. Историческая память ...