Факторный метод анализа структуры личности
Страница 2

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

1) голод;

2) сексуальное побуждение;

3) общая активность.

2. Потребности, относящиеся к условиям среды:

1) потребность в комфорте, приятном окружении;

2) потребность в порядке, чистоте (педантичность);

3) потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

3. Потребности, связанные с работой:

1) честолюбие;

2) упорство;

3) выносливость.

4. Потребности, связанные с положением индивида:

1) потребность в свободе;

2) независимость;

3) конформизм;

4) честность.

5. Социальные потребности:

1) потребность находиться среди людей;

2) потребность угождать;

3) потребность в дисциплине;

4) агрессивность.

6. Общие потребности:

1) потребность в риске или безопасности;

2) потребность в развлечении;

3) интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательности).

Кеттел выделил также 7 побудительных структур («эргов» - мотивационных факторов), связанных с 5 чувствами:

1) сексуальный инстинкт;

2) стадный;

3) потребность опекать;

4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;

5) потребность в самоутверждении, признании;

6) потребность в безопасности;

7) нарциссическая потребность в удовольствии.

Одни и те же структуры можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как «чувства» варьируются, зависят от социальных и культурных стереотипов. Список чувств:

1) чувства по отношению к профессии;

2) спорт и игра;

3) религиозные чувства;

4) технические и материальные интересы;

5) самоощущение.

Исследовав и проанализировав большое количество работ разных авторов, Айзенк показал, что фундаментальными параметрами структуры личности являются такие факторы: невротизм и экстраверсия – интроверсия.

Известный психолог К.Г. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, подвижны, активны, оптимистичны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К такому типу людей относятся флегматики и меланхолики.

Однако в жизни редко встречаются абсолютные экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других. Это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов правое полушарие ведущее, что частично может проявляться даже во внешности: у них более развит левый глаз. Он больше открыт, зрение им более осмыслено (нервы у человека идут крест-накрест, т.е. от правого полушария к левой половине тела и от левого полушария к правой половине). У интровертов ведущим является левое полушарие.

Известный психолог Г. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня:

1) отдельных реакций;

2) привычных реакций;

3) отдельных черт личности;

4) типичных черт: интроверсия – экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм – это эмоциональная неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом, вызванным излишней впечатлительностью и обидчивостью даже по пустякам, может возникать эмоциональный стресс; они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие личности в психологии
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего м ...

Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях. Как показали исследования и данные анкетирования ...

Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями зрения
Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно вклю ...