Факторный метод анализа структуры личностиСтраница 4
5) эмоциональность – сдержанность.
Некоторые факторы («возбудимость, господство, рафинированность») имеют, согласно Кеттеллу, наряду с наследственным еще и компонент, связанный с условиями развития. Структурные факторы обязаны своим происхождением воздействию среды. Например, такой фактор как сила Я, зависит во многом от жизненного опыта человека, благоприятной атмосферы в семье, занимаемого в ней ребенка места, отсутствия травмирующих обстоятельств. Фактор «динамизм» - от прошлых наказаний и лишений, а «эмоциональная неустойчивость» - следствие слишком снисходительного или слишком щадящего семейного окружения.
Вся совокупность индивидуально-психологических проявлений может быть представлена как иерархическая система организации личности. Каждую черту более высокого уровня понимают как комбинацию подчиненных ей первичных черт, а каждое явление низшего уровня считать детерминированным факторами более высокого уровня.
Хотя такая иерархическая структура достаточно обоснована, к ней нельзя относиться как к научно установленному факту; возможно, что она всего лишь результат применяемых методов исследования.
Отметим несколько факторов (черт личности), выступающих нормальными психологическими характеристиками. Фактор А описывает динамику эмоциональных переживаний. Людей, имеющих по нему высокие оценки, отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по этому фактору) – тот, у кого такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестоки, формальны в контактах. Они чуждаются окружающих, предпочитают общению книги и вещи; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.
Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость). Если оценки по нему высоки, то это свидетельствует о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Такие люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют того же от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, соглашается со всеми обязанностями.
Фактор I характеризует стремление к соблюдений моральных требований. На полюсе высоких значений находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, консервативность оценок. Эти люди точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правил, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.
В последние годы теории о чертах личности подвергаются критике. Многие специалисты утверждают, что люди проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется концепцией черт, и что поведение в первую очередь определяются ситуационными факторами. Сторонники рассматриваемой теории выдвигают контраргумент: постоянство надо доказать; если параметры поведения измерять долго, привлекая множество случаев, можно убедиться, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Наиболее значимые корреляции между личностными чертами и поведением возможно получить лишь в тех случаях, когда у человека эти черты выражены, т.е. относятся к центральным диспозициям. Сейчас в психологии стали доминировать представление о взаимодействии между чертами личности и ситуационными факторами.
Учение о рефлексе
В 1853 г немецкий физиолог Э. Пфлюгер (1829 – 1910) экспериментально доказал, несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Он обезглавил лягушку. Казалось, оставшийся фрагмент целостного организма должен вести себя как простой рефлекторный автомат. Однако реакции обезглавленной лягушки не соответствовали предположениям Холла. Она пр ...
Практические занятия для родителей
На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т. д.
Как показал эксперимент, наиболее удобной формой работы с родителями являют ...
Спортивная мнемотехника
С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года.
Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спект ...