Факторный метод анализа структуры личности
Страница 4

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

5) эмоциональность – сдержанность.

Некоторые факторы («возбудимость, господство, рафинированность») имеют, согласно Кеттеллу, наряду с наследственным еще и компонент, связанный с условиями развития. Структурные факторы обязаны своим происхождением воздействию среды. Например, такой фактор как сила Я, зависит во многом от жизненного опыта человека, благоприятной атмосферы в семье, занимаемого в ней ребенка места, отсутствия травмирующих обстоятельств. Фактор «динамизм» - от прошлых наказаний и лишений, а «эмоциональная неустойчивость» - следствие слишком снисходительного или слишком щадящего семейного окружения.

Вся совокупность индивидуально-психологических проявлений может быть представлена как иерархическая система организации личности. Каждую черту более высокого уровня понимают как комбинацию подчиненных ей первичных черт, а каждое явление низшего уровня считать детерминированным факторами более высокого уровня.

Хотя такая иерархическая структура достаточно обоснована, к ней нельзя относиться как к научно установленному факту; возможно, что она всего лишь результат применяемых методов исследования.

Отметим несколько факторов (черт личности), выступающих нормальными психологическими характеристиками. Фактор А описывает динамику эмоциональных переживаний. Людей, имеющих по нему высокие оценки, отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по этому фактору) – тот, у кого такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестоки, формальны в контактах. Они чуждаются окружающих, предпочитают общению книги и вещи; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость). Если оценки по нему высоки, то это свидетельствует о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Такие люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют того же от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, соглашается со всеми обязанностями.

Фактор I характеризует стремление к соблюдений моральных требований. На полюсе высоких значений находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, консервативность оценок. Эти люди точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правил, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

В последние годы теории о чертах личности подвергаются критике. Многие специалисты утверждают, что люди проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется концепцией черт, и что поведение в первую очередь определяются ситуационными факторами. Сторонники рассматриваемой теории выдвигают контраргумент: постоянство надо доказать; если параметры поведения измерять долго, привлекая множество случаев, можно убедиться, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Наиболее значимые корреляции между личностными чертами и поведением возможно получить лишь в тех случаях, когда у человека эти черты выражены, т.е. относятся к центральным диспозициям. Сейчас в психологии стали доминировать представление о взаимодействии между чертами личности и ситуационными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 


Виды памяти
Существует три вида памяти: 1. зрительная 2. слуховая 3. моторная Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.Третий в ...

Занятие 4. Закрепление
Упражнение №1Ты какой? Дети выбирают из них самого веселого, грустного, доброго, дружелюбного. Затем дети меняются своими характеристиками, и должны показать их мимикой или жестом. Упражнение №2Прикосновения природы. Детям рассказывают, что у природы есть разные прикосновения с землей: град, дождь, ветер, лучи солнца. Всем предлагают ...

Задачи инженерной психологии
Методологические задачи - определение предмета и задач исследования (то есть уточнения предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще). Психофизиологические задачи - изучение характеристик оператора; анализ деятельности ...