Факторный метод анализа структуры личности
Страница 4

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

5) эмоциональность – сдержанность.

Некоторые факторы («возбудимость, господство, рафинированность») имеют, согласно Кеттеллу, наряду с наследственным еще и компонент, связанный с условиями развития. Структурные факторы обязаны своим происхождением воздействию среды. Например, такой фактор как сила Я, зависит во многом от жизненного опыта человека, благоприятной атмосферы в семье, занимаемого в ней ребенка места, отсутствия травмирующих обстоятельств. Фактор «динамизм» - от прошлых наказаний и лишений, а «эмоциональная неустойчивость» - следствие слишком снисходительного или слишком щадящего семейного окружения.

Вся совокупность индивидуально-психологических проявлений может быть представлена как иерархическая система организации личности. Каждую черту более высокого уровня понимают как комбинацию подчиненных ей первичных черт, а каждое явление низшего уровня считать детерминированным факторами более высокого уровня.

Хотя такая иерархическая структура достаточно обоснована, к ней нельзя относиться как к научно установленному факту; возможно, что она всего лишь результат применяемых методов исследования.

Отметим несколько факторов (черт личности), выступающих нормальными психологическими характеристиками. Фактор А описывает динамику эмоциональных переживаний. Людей, имеющих по нему высокие оценки, отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по этому фактору) – тот, у кого такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестоки, формальны в контактах. Они чуждаются окружающих, предпочитают общению книги и вещи; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость). Если оценки по нему высоки, то это свидетельствует о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Такие люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют того же от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, соглашается со всеми обязанностями.

Фактор I характеризует стремление к соблюдений моральных требований. На полюсе высоких значений находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, консервативность оценок. Эти люди точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правил, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

В последние годы теории о чертах личности подвергаются критике. Многие специалисты утверждают, что люди проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется концепцией черт, и что поведение в первую очередь определяются ситуационными факторами. Сторонники рассматриваемой теории выдвигают контраргумент: постоянство надо доказать; если параметры поведения измерять долго, привлекая множество случаев, можно убедиться, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Наиболее значимые корреляции между личностными чертами и поведением возможно получить лишь в тех случаях, когда у человека эти черты выражены, т.е. относятся к центральным диспозициям. Сейчас в психологии стали доминировать представление о взаимодействии между чертами личности и ситуационными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 


Изучение динамики процесса заучивания
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала. Задачи: 1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении. 2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края). Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания. ...

Методические особенности преподавания прикладной психологии
Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту её нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объ ...

Промежуточная память
Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов и накапливает её в течение дня. Во время ночного сна информация классифицируется, сортируется, группируется и переводится в долговременную память, освобождая память промежуточную для приема новой информации. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой ...