Факторный метод анализа структуры личности
Страница 3

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

Экстраверсия вместе с повышенным нейротизмом обусловливает проявление холерического темперамента. Интроверсия и нейротизм определяют темперамент меланхолика. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, а с интроверсией – как флегматический.

Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров экстраверсии – интроверсии. Основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных потенциалов торможения и слабых – возбуждения, в то время как у интровертов – наоборот. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

Интроверты:

1) ригидность восприятия – сильная;

2) настойчивость – большая;

3) уровень притязаний – высокий;

4) общительность – пониженная;

5) образование условных связей – быстрое;

6) константность восприятия – низкая.

Экстраверты:

1) ригидность восприятия – слабая;

2) настойчивость – малая;

3) уровень притязаний – низкий;

4) общительность – повышенная;

5) образование условных связей – медленное;

6) константность восприятия – высокая.

Как уже отмечалось, другие исследователи, обращавшиеся к факторному анализу, обнаружили больше черт личности.

Установление их предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью выраженности таковых. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведу список поверхностных черт личности по Кеттеллу:

1) уверенность в себе – покорность;

2) интеллектуальность – ограниченность;

3) зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию;

4) непостоянство, суетность – рассудительность, сдержанность;

5) невротичность – отсутствие невротичности;

6) черствость, цинизм – мягкость;

7) эгоизм – доброта, терпимость;

8) ригидность, тираничность – покладистость, дружелюбие;

9) злобность, черствость – добросердечие, обходительность;

10) аутизм – реализм;

11) интеллектуальность – простота, недисциплинированный ум;

12) инфантильность – зрелость, тактичность;

13) асоциальность, шизоидность – открытость, идеализм;

14) энтузиазм, остроумие – разочарованность;

15) активность, нервозность – самообладание, ригидность;

16) невроз, психопатия – эмоциональная зрелость;

17) экспрессивность – флегматичность;

18) злость, мелочность – дружелюбие, открытость;

19) подъем, экспрессивность, разнообразие интересов – замкнутость, спокойствие, ограниченность;

20) доступность, теплота, сентиментальность – замкнутость, холодность, мизантропия;

21) ветреность, тщеславие, притворство – заурядность, безыскусность;

22) душевная и физическая сила – неврастения;

23) предприимчивость, вспыльчивость – заторможенность, робость;

24) воображение, интроспекция, конструктивность – степенность, скупость;

25) жестокость, твердость – интроспекция, чувствительность, боязливость.

Среди выявленных факторов личности можно отметить те, что являются врожденными, и те, которые возникают под воздействием жизненной среды и воспитания. Например, факторы «циклотимия – шизотимия» (согласно Айзенку и Кеттеллу) по своей конституции наследственные, они проявляются в следующих поверхностных чертах:

1) добродушие, покладистость – сварливость;

2) адаптируемость – негибкость, ригидность;

3) чистосердечие – скрытность, тревожность;

4) доверчивость – подозрительность;

Страницы: 1 2 3 4


Разновидность труда
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятель­ностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ре­бенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результа ...

Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытывае ...

Результаты диагностики
При изучении структуры и организации класса я использовал несколько методов: социометрию, наблюдение и беседы с учениками и учителями. Социометрия. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах параметрическая и непараметрическая. На мой взгляд, при изучении социометрии в этом классе предпочтительнее параметрическая процед ...