Факторный метод анализа структуры личности
Страница 3

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

Экстраверсия вместе с повышенным нейротизмом обусловливает проявление холерического темперамента. Интроверсия и нейротизм определяют темперамент меланхолика. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, а с интроверсией – как флегматический.

Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров экстраверсии – интроверсии. Основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных потенциалов торможения и слабых – возбуждения, в то время как у интровертов – наоборот. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

Интроверты:

1) ригидность восприятия – сильная;

2) настойчивость – большая;

3) уровень притязаний – высокий;

4) общительность – пониженная;

5) образование условных связей – быстрое;

6) константность восприятия – низкая.

Экстраверты:

1) ригидность восприятия – слабая;

2) настойчивость – малая;

3) уровень притязаний – низкий;

4) общительность – повышенная;

5) образование условных связей – медленное;

6) константность восприятия – высокая.

Как уже отмечалось, другие исследователи, обращавшиеся к факторному анализу, обнаружили больше черт личности.

Установление их предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью выраженности таковых. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведу список поверхностных черт личности по Кеттеллу:

1) уверенность в себе – покорность;

2) интеллектуальность – ограниченность;

3) зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию;

4) непостоянство, суетность – рассудительность, сдержанность;

5) невротичность – отсутствие невротичности;

6) черствость, цинизм – мягкость;

7) эгоизм – доброта, терпимость;

8) ригидность, тираничность – покладистость, дружелюбие;

9) злобность, черствость – добросердечие, обходительность;

10) аутизм – реализм;

11) интеллектуальность – простота, недисциплинированный ум;

12) инфантильность – зрелость, тактичность;

13) асоциальность, шизоидность – открытость, идеализм;

14) энтузиазм, остроумие – разочарованность;

15) активность, нервозность – самообладание, ригидность;

16) невроз, психопатия – эмоциональная зрелость;

17) экспрессивность – флегматичность;

18) злость, мелочность – дружелюбие, открытость;

19) подъем, экспрессивность, разнообразие интересов – замкнутость, спокойствие, ограниченность;

20) доступность, теплота, сентиментальность – замкнутость, холодность, мизантропия;

21) ветреность, тщеславие, притворство – заурядность, безыскусность;

22) душевная и физическая сила – неврастения;

23) предприимчивость, вспыльчивость – заторможенность, робость;

24) воображение, интроспекция, конструктивность – степенность, скупость;

25) жестокость, твердость – интроспекция, чувствительность, боязливость.

Среди выявленных факторов личности можно отметить те, что являются врожденными, и те, которые возникают под воздействием жизненной среды и воспитания. Например, факторы «циклотимия – шизотимия» (согласно Айзенку и Кеттеллу) по своей конституции наследственные, они проявляются в следующих поверхностных чертах:

1) добродушие, покладистость – сварливость;

2) адаптируемость – негибкость, ригидность;

3) чистосердечие – скрытность, тревожность;

4) доверчивость – подозрительность;

Страницы: 1 2 3 4


Восприятие
Восприятие - это процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих на человека. Восприятие происходит на основе ощущений. Однако это не значит, что закономерностями ощущений исчерпывается содержание этого процесса. Как познавательный процесс, восприятие характеризуется рядом особенностей. Восприятие носит предметный хара ...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с показателями психодинамики и свойствами личности
В России наиболее успешным исследователем эмоционального интеллекта является Д.В. Люсин, который определяет эмоциональный интеллект как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». Он выделяет два вида эмоционального интеллекта, различающихся по механизмам и формам проявления: внутриличностный и межличностный эмоцион ...

Адаптационный период ребенка-первоклассника
Реформа образования вновь поднимает вопросы адаптации ребенка к школе, его переживаний в начальный период обучения. На основании теоретического анализа проблемы переходного от дошкольного к младшему школьному периода поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе. ...