Факторный метод анализа структуры личностиСтраница 1
Черты личности, как подчеркивал Оллпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять. Опытное исследование тех из них, что формируют ядро личности, проводили Айзенк, Кеттелл, Гилфорд и др., стремясь доказать, что базисная структура личностных черт влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности.
Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных. Так, из 171 описания личности Кеттел, учтя корреляции, выделил 16 основных факторов – черты личности. Сторонники факторного анализа считают, что благодаря ему можно открыть всю совокупность переменных, необходимых для описания индивидуальных различий.
Следующая стратегия – сравнение факторов, полученных в различных исследованиях. Выявленное число очень велико. Так, Френч в 1953 г. подсчитал, что в 109 работах установили около 400 различных факторов, которые можно путем исключения синонимов свести до 200, а затем, объединив, вывести список из 48 отличающихся друг от друга факторов. Наличие такого значительного числа можно объяснить следующим: определение факторов в значительной степени зависит от используемых в исследовании психологических переменных; идентификация же факторов, полученных в таком случае, - очень трудная задача.
Полученные факторы можно разделить на факторы темперамента и мотивационные. Первые характеризуют эмоциональные аспекты действий, их содержание и способ выполнения. Приведем список факторов темперамента, или генерализованных черт личности (по Кеттелу, Френчу, Гилфорду):
- циклотимия – шизотимия;
- эмоциональность – сила Я;
- возбудимость (эмоциональная незрелость);
- господство;
- динамизм (энергичность);
- сила Сверх – Я;
- общительность;
- эмоциональная ранимость;
- конформизм;
- параноидальные тенденции;
- радикализм – консерватизм;
- наивность – рафинированность;
- хитрость;
- робость;
- удовлетворенность, уверенность в себе – ощущение неполноценности;
- терпимость – критический дух;
- серьезность – беззаботность.
Но большинство обнаруженных факторов коррелируют между собой, взаимосвязаны. Следовательно, причины, их детерминирующие, общие для нескольких первичных факторов. Возникает необходимость вновь прибегнуть к факторному анализу, чтобы выявить еще более фундаментальные факторы второго порядка. Так получились факторы второго порядка (по Кеттелу):
- экстраверсия – интроверсия;
- тревожность – интеграция, или приспособляемость;
- эмоциональная лабильность;
- постоянный успех – зрелость через фрустрацию;
- способность к конституциональной адаптации;
- предрасположенность к кататонии.
Можно провести параллель между первым, вторым и последним факторами и сангвиником, меланхоликом и холериком.
Рассмотрим выделенные мотивационные факторы. Фрейд считал, что существуют два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух. Мак-Даугалл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Мюррей – 20 потребностей. На основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели и установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Кеттелом и Гилфордом.
Приведу список мотивационных факторов (по Гилфорду):
1. Факторы, соответствующие органическим потребностям:
Понятие об эмоциях и чувствах и их физиологические основы
Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности.
Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.
От чувств следует отличать эмоции, хотя ...
Научитесь действовать гибко и нестандартно
Быть готовым к переговорам - это отказаться от вредных привычек. Четко знать какого результата мы хотим добиться или, по меньшей мере, приблизиться к нему. Это значит научиться действовать во время переговоров гибко и нестандартно.
Действовать привычно, стереотипно, стандартно – это, например, отвечать на давление партнера ответным д ...
Особенности восприятия
Зрительное восприятие. В младенческом возрасте может отсутствовать слежение за движущимся предметом. Длительно не формируется навык узнавания близких (матери, отца, родственников).
Специфическими являются такие особенности зрительного поведения, как непереносимость взгляда в глаза, преобладание периферического зрения, взгляд мимо или « ...