Факторный метод анализа структуры личности
Страница 1

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

Черты личности, как подчеркивал Оллпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять. Опытное исследование тех из них, что формируют ядро личности, проводили Айзенк, Кеттелл, Гилфорд и др., стремясь доказать, что базисная структура личностных черт влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности.

Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных. Так, из 171 описания личности Кеттел, учтя корреляции, выделил 16 основных факторов – черты личности. Сторонники факторного анализа считают, что благодаря ему можно открыть всю совокупность переменных, необходимых для описания индивидуальных различий.

Следующая стратегия – сравнение факторов, полученных в различных исследованиях. Выявленное число очень велико. Так, Френч в 1953 г. подсчитал, что в 109 работах установили около 400 различных факторов, которые можно путем исключения синонимов свести до 200, а затем, объединив, вывести список из 48 отличающихся друг от друга факторов. Наличие такого значительного числа можно объяснить следующим: определение факторов в значительной степени зависит от используемых в исследовании психологических переменных; идентификация же факторов, полученных в таком случае, - очень трудная задача.

Полученные факторы можно разделить на факторы темперамента и мотивационные. Первые характеризуют эмоциональные аспекты действий, их содержание и способ выполнения. Приведем список факторов темперамента, или генерализованных черт личности (по Кеттелу, Френчу, Гилфорду):

- циклотимия – шизотимия;

- эмоциональность – сила Я;

- возбудимость (эмоциональная незрелость);

- господство;

- динамизм (энергичность);

- сила Сверх – Я;

- общительность;

- эмоциональная ранимость;

- конформизм;

- параноидальные тенденции;

- радикализм – консерватизм;

- наивность – рафинированность;

- хитрость;

- робость;

- удовлетворенность, уверенность в себе – ощущение неполноценности;

- терпимость – критический дух;

- серьезность – беззаботность.

Но большинство обнаруженных факторов коррелируют между собой, взаимосвязаны. Следовательно, причины, их детерминирующие, общие для нескольких первичных факторов. Возникает необходимость вновь прибегнуть к факторному анализу, чтобы выявить еще более фундаментальные факторы второго порядка. Так получились факторы второго порядка (по Кеттелу):

- экстраверсия – интроверсия;

- тревожность – интеграция, или приспособляемость;

- эмоциональная лабильность;

- постоянный успех – зрелость через фрустрацию;

- способность к конституциональной адаптации;

- предрасположенность к кататонии.

Можно провести параллель между первым, вторым и последним факторами и сангвиником, меланхоликом и холериком.

Рассмотрим выделенные мотивационные факторы. Фрейд считал, что существуют два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух. Мак-Даугалл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Мюррей – 20 потребностей. На основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели и установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Кеттелом и Гилфордом.

Приведу список мотивационных факторов (по Гилфорду):

1. Факторы, соответствующие органическим потребностям:

Страницы: 1 2 3 4


Картина мира у детей
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира является более устойчивой и интегральной структурой, чем картина мира. Образ мира позволяет расставить акц ...

Основы когнитивной теории
Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога насущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. Джордж Келли признавал, что концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Его теория л ...

Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями по школьному типу. В дошкольных учреждениях проводятся «тренировочные» занятия по математике, родно ...