Факторный метод анализа структуры личности
Страница 1

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

Черты личности, как подчеркивал Оллпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять. Опытное исследование тех из них, что формируют ядро личности, проводили Айзенк, Кеттелл, Гилфорд и др., стремясь доказать, что базисная структура личностных черт влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности.

Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных. Так, из 171 описания личности Кеттел, учтя корреляции, выделил 16 основных факторов – черты личности. Сторонники факторного анализа считают, что благодаря ему можно открыть всю совокупность переменных, необходимых для описания индивидуальных различий.

Следующая стратегия – сравнение факторов, полученных в различных исследованиях. Выявленное число очень велико. Так, Френч в 1953 г. подсчитал, что в 109 работах установили около 400 различных факторов, которые можно путем исключения синонимов свести до 200, а затем, объединив, вывести список из 48 отличающихся друг от друга факторов. Наличие такого значительного числа можно объяснить следующим: определение факторов в значительной степени зависит от используемых в исследовании психологических переменных; идентификация же факторов, полученных в таком случае, - очень трудная задача.

Полученные факторы можно разделить на факторы темперамента и мотивационные. Первые характеризуют эмоциональные аспекты действий, их содержание и способ выполнения. Приведем список факторов темперамента, или генерализованных черт личности (по Кеттелу, Френчу, Гилфорду):

- циклотимия – шизотимия;

- эмоциональность – сила Я;

- возбудимость (эмоциональная незрелость);

- господство;

- динамизм (энергичность);

- сила Сверх – Я;

- общительность;

- эмоциональная ранимость;

- конформизм;

- параноидальные тенденции;

- радикализм – консерватизм;

- наивность – рафинированность;

- хитрость;

- робость;

- удовлетворенность, уверенность в себе – ощущение неполноценности;

- терпимость – критический дух;

- серьезность – беззаботность.

Но большинство обнаруженных факторов коррелируют между собой, взаимосвязаны. Следовательно, причины, их детерминирующие, общие для нескольких первичных факторов. Возникает необходимость вновь прибегнуть к факторному анализу, чтобы выявить еще более фундаментальные факторы второго порядка. Так получились факторы второго порядка (по Кеттелу):

- экстраверсия – интроверсия;

- тревожность – интеграция, или приспособляемость;

- эмоциональная лабильность;

- постоянный успех – зрелость через фрустрацию;

- способность к конституциональной адаптации;

- предрасположенность к кататонии.

Можно провести параллель между первым, вторым и последним факторами и сангвиником, меланхоликом и холериком.

Рассмотрим выделенные мотивационные факторы. Фрейд считал, что существуют два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух. Мак-Даугалл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Мюррей – 20 потребностей. На основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели и установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Кеттелом и Гилфордом.

Приведу список мотивационных факторов (по Гилфорду):

1. Факторы, соответствующие органическим потребностям:

Страницы: 1 2 3 4


Воспалительные болезни кишечника
Обычные болезни этой группы — неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Обе характеризуются болями в кишечнике, кровотечением, диареей и такими симптомами, как быстрая утомляемость, температура и плохое самочувствие. В Швеции примерно десять детей и подростков ежедневно заболевают одной из этих болезней. Причины их многофакторны. ...

Мотивационно-ценностная сфера рекламы
В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Однако сейчас имеется очень мало данных, касающихся социальной рекламы, особенно, по сравнению ...

Самоорганизация и развитие памяти
Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте ...