Виды мышления

Наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление решает проблему в процессе практической деятельности. Подходы к решению задач, основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи. Это отражается в терминах типа "пощупать проблему руками". Примером могут быть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур из конструктора.

Наглядно-действенное мышление, решая задачи непосредственно в практической деятельности, позволяет продуктивно и экономично решать достаточно большой спектр возникающих проблем.

Наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление решает проблему в образной форме. Это тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важность такой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых или незнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра. Другими словами решить какую-либо математическую задачу можно не только при помощи математических вычислений, а при помощи образных форм, представлений.

Логическое мышление.

Логическое мышление представляет собой вариант теоретического мышления, другими словами наглядно-образное мышление решает проблему в словесной форме. Основой логического мышления являются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия на пример: "сумма", "разность", "независимость" и т.д., которые нельзя выразить конкретным образом.

Творческое мышление.

Одна из основных особенностей творческой личности является способность увидеть проблему с новой, необычной стороны.

Известный психолог Дж. Гилфорд считает, что творческое мышление отличается от традиционного мышления следующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одного единственно правильного решения, причем это решение типично для представителей данной культуры, а творческое мышление направлено на поиск множества решений и выбор из них наиболее нетривиальных, необычных подходов. [3, 108]

Творческое мышление обладает целым рядом характерных свойств:

Беглость – способность быстро придумывать множество идей, возможных решений, находить подходяще объекты.

Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

Оригинальность - способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

Способность к детальной разработке – способность расширять, развивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Здесь нужно помнить, что важна не только сама оригинальная идея, но и ее тщательная разработка и осуществление.

Творческое мышление обычно преодолевает имеющиеся стереотипы и ограничения в мышлении. В основном за счет преодоления стереотипов эволюционирует мода. Если, например, еще десять лет назад в сознании модельеров существовало стереотипное представление о том. Что сочетание кожаной одежды с шелком и бархатом – безвкусица, а пряди волос разной длины – неудачная стрижка, то спустя какое - то время творческое решение превратило эти вещи в оригинальную новинку: сочетание разных фактур и ассиметричную прическу. [6,66]


Психология общения
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Именно общение помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Невозможно найти свое место в жизни вне общения и без него. Через общение усваиваются нормы социального поведения. Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе ...

Общность
Психологические процессы одного человека подобны процессам другого в той мере, в какой он использует конструкцию опыта, схожую с конструкцией, используемой этим человеком. Это следствие имеет отношение к конструкции опыта, а не событий. Оно указывает на ту возможность, что два человека, которые могли столкнуться с совершенно несхожими ...

Личностные тесты
Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации. К тестам действия (целевым личностным тестам) мо ...