Виды мышления

Наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление решает проблему в процессе практической деятельности. Подходы к решению задач, основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи. Это отражается в терминах типа "пощупать проблему руками". Примером могут быть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур из конструктора.

Наглядно-действенное мышление, решая задачи непосредственно в практической деятельности, позволяет продуктивно и экономично решать достаточно большой спектр возникающих проблем.

Наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление решает проблему в образной форме. Это тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важность такой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых или незнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра. Другими словами решить какую-либо математическую задачу можно не только при помощи математических вычислений, а при помощи образных форм, представлений.

Логическое мышление.

Логическое мышление представляет собой вариант теоретического мышления, другими словами наглядно-образное мышление решает проблему в словесной форме. Основой логического мышления являются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия на пример: "сумма", "разность", "независимость" и т.д., которые нельзя выразить конкретным образом.

Творческое мышление.

Одна из основных особенностей творческой личности является способность увидеть проблему с новой, необычной стороны.

Известный психолог Дж. Гилфорд считает, что творческое мышление отличается от традиционного мышления следующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одного единственно правильного решения, причем это решение типично для представителей данной культуры, а творческое мышление направлено на поиск множества решений и выбор из них наиболее нетривиальных, необычных подходов. [3, 108]

Творческое мышление обладает целым рядом характерных свойств:

Беглость – способность быстро придумывать множество идей, возможных решений, находить подходяще объекты.

Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

Оригинальность - способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

Способность к детальной разработке – способность расширять, развивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Здесь нужно помнить, что важна не только сама оригинальная идея, но и ее тщательная разработка и осуществление.

Творческое мышление обычно преодолевает имеющиеся стереотипы и ограничения в мышлении. В основном за счет преодоления стереотипов эволюционирует мода. Если, например, еще десять лет назад в сознании модельеров существовало стереотипное представление о том. Что сочетание кожаной одежды с шелком и бархатом – безвкусица, а пряди волос разной длины – неудачная стрижка, то спустя какое - то время творческое решение превратило эти вещи в оригинальную новинку: сочетание разных фактур и ассиметричную прическу. [6,66]


Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но делать это он должен в приватном порядке. Практикант может принять к сведению то, что он узнал на суперв ...

Техника самовнушения по Куэ
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения ...

Альтруизм в системе характеристик личности
Доминирующий инстинкт определяет сущность, индивидуальность личности, второй инстинкт конкретизирует замысел и направленность доминирующего инстинкта. Иерархия инстинктов образует профиль личности, обуславливающий иерархию ее ценностей. Инстинкты доминирующей диады определяют набор ценностей, интериоризируемых личностью. Для типа лично ...