Разработка стратегии исследования совместной деятельности

Материалы » Разработка стратегии исследования совместной деятельности ребенка и взрослого » Разработка стратегии исследования совместной деятельности

Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения задачи будет рождаться детьми сам, а не только будет выстроен заранее тьютером и передан детям, третье - как выстроить ситуацию "на равных" со взрослым.

Данные вопросы дополняет еще один вопрос, вопрос об использовании современных технологий в обучении и в психологическом исследовании.

J. S. Bruner указывал на тот факт, что "каждое поколение выдвигает свои требования к формам обучения". В 1959 г. на конференции, посвященной психологии обучения, которая проводилась в Вуд Холе (США) и объединяла большую группу педагогов, психологов и специалистов по методике преподавания различных дисциплин специальный интерес вызвал вопрос об ""обучающих машинах", которые должны помочь педагогу правильно программировать процесс усвоения знаний и рационально организовать самостоятельную работу учащегося". Обучающие машины "имеют некоторые общие черты. Машина предъявляет учащимся задачи и упражнения в тщательно программированной последовательности, по одной в каждый данный момент. Учащийся избирательно реагирует в той или иной форме на альтернативы, содержащиеся в задаче или в упражнении. Машина немедленно реагирует, показывая, был ли ответ ученика правильным или нет. Если ответ был правильным, машина переходит к следующей задаче. Трудность задач возрастает постепенно, чтобы удержать учащихся от разочарования при чрезмерных неудачах".

Roy Pea анализирует историю развития интернет-технологий и применяет положение об опосредованном характере становления высших форм поведения Л.С. Выготского к изучению обучения с помощью информационных технологий. При этом он отмечает что, "мы не можем понять, как создавать компьютерную поддержку при совместном обучении, пока не станет боле ясно, что мы понимаем под общением, сотрудничеством и обучением".

Терминологические споры вокруг основных понятий для организации и разработки обучения в ситуации сотрудничества, зона ближайшего развития и скаффолдинг, могут объясняться метафорическим характером их использования самими авторами. D. Wood, J. S. Bruner, G. Ross вводят понятие скаффолдинг и исследуют природу обучающего процесса и средства (способы) помощи взрослого или эксперта (tutor2) менее успешному. А. - Н. Перре-Клермон проводит анализ понятий "сотрудничество" и "кооперация", а R. Pea "скаффолдинг".I. Verenikina анализирует отношения между понятиями скаффолдинг и зона ближайшего развития. Социо-культурная психология Выготского (терминология автора), и понятие ЗБР в особенности, обычно, рассматривается как теоретическая основа "скаффолдинга". Существует мнение, что социо-культурная психология Выготского и понятие ЗБР - "сердце" концепта скаффолдинг. I. Verenikina рассматривает, как понимается, определяется и применяется скаффолдинг в исследованиях в области детской психологии развития, и отмечает, что за последнее двадцатилетие использование понятия скаффолдинга нашло широкое применение как метафора описывающая и объясняющая роль взрослого или более умного сверстника в обучении и развитии ребенка.


Учёт темперамента во взаимоотношениях между людьми
Общительность сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной с ...

Различение ситуативной и личностной тревожности
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и « ...

Аффективные нарушения. Особенности эмоционального развития
В младенческом возрасте наблюдается задержка сроков появления первой улыбки. Отсутствуют положительные эмоции в ответ на улыбку взрослого, ласковый разговор. Ребенок улыбается, как правило, при виде неодушевленного предмета. «Комплекс оживления» возникает позднее, отмечается рудиментарность его проявления (отсутствие одного из компонент ...