Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Страница 4

Материалы » Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения

Способность к самостоятельным выводам как итоговой рефлексиии прямо зависела от способности студентов выстроить смысл, цель и логику изложения. По итогам выступления мы задавали студентам вопрос: «Какой вывод вы сделали, проработав эту информацию?». Студенты, не выделившие для себя смысла информации не смогли сделать вывод. В таких случаях отмечалось отсутствия осознания связи между целью и схемой изложения. Если студенты выстраивали смысл и логику изложения сообщения они не затруднялись и в формулировке общего вывода. К сожалению таких студентов было очень мало. Так студент, выделивший эти компоненты в сообщении «Особенности усвоения понятий по Д. Брунеру» сделал следующий вывод: «Этапы усвоения понятий трудно фиксировать, этот процесс не поддается вербализации. Критерии усвоения понятий это выделение существенных признаков, ведущее к тому, что субъект будет их правильно классифицировать». Этот студент на вопрос, какое новое знание вы получили при подготовке к семинару, легко ответил: «Я разобрался в том, что процесс усвоения понятий является многоэтапным и требует педагогического руководства».

Проведенное исследование показало, что студенты в начале обучения испытывают объективные трудности по осознанию теоретических знаний. Самостоятельно на данном этапе студенты не рефлексируют прикладного назначения знаний, не видят возможностей их практического использования для саморазвития. Это и не удивительно, так как школа дает «чистые» знания, а вуз прикладные. Вопрос как переориентировать студента на способы выделения личностного смысла знаний решается каждым преподавателем индивидуально. Бесспорно одно: когда субъект не улавливает смысла знания, оно не предстает личностно значимым и, не встраиваясь в систему когнитивных структур пропадает. Требуется специальная помощь преподавателя в осознании возможностей применения получаемых знаний Важно переориентировать сознание студента на практикоориентированное овладение знаниями, довести до студента мысль о применимости знания для саморазвития. Без формирования умений схематизации очень трудно добиться ясности рефлексии. К сожалению, приходится констатировать факт неготовности многих студентов первокурсников к диалогу с преподавателем. Необходимо специально учить студентов диалогу. Необходима и смена форм контроля он должен быть диалоговым. Студент должен выступать как собеседник. Субъектность формируется субъективными методами, поэтому необходимо активнее включать их в практику работы преподавателя. Психолог профессионал должен обладать высоким уровнем сформированности самосознания, что невозможно без сформированной способности к рефлексии. Чем раньше студент психолог будет поставлен в рефлексивную позицию, а она, несомненно должна задаваться обучением, тем легче будет решаться задача развития и саморазвития его личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Адаптация осужденых к условиям лишения свободы
Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для неё новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными /ненужным ...

Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе
Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, котор ...

Разновидности жестов. Широкие и мелкие жесты
Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Стрил назвал их жестами "больших людей", жестами, которые согласуются не только со значением ("весом" в обществе), но и с руководящей ролью их "авторов": дается знак, который всеми понимается одно ...