Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обученияСтраница 4
Способность к самостоятельным выводам как итоговой рефлексиии прямо зависела от способности студентов выстроить смысл, цель и логику изложения. По итогам выступления мы задавали студентам вопрос: «Какой вывод вы сделали, проработав эту информацию?». Студенты, не выделившие для себя смысла информации не смогли сделать вывод. В таких случаях отмечалось отсутствия осознания связи между целью и схемой изложения. Если студенты выстраивали смысл и логику изложения сообщения они не затруднялись и в формулировке общего вывода. К сожалению таких студентов было очень мало. Так студент, выделивший эти компоненты в сообщении «Особенности усвоения понятий по Д. Брунеру» сделал следующий вывод: «Этапы усвоения понятий трудно фиксировать, этот процесс не поддается вербализации. Критерии усвоения понятий это выделение существенных признаков, ведущее к тому, что субъект будет их правильно классифицировать». Этот студент на вопрос, какое новое знание вы получили при подготовке к семинару, легко ответил: «Я разобрался в том, что процесс усвоения понятий является многоэтапным и требует педагогического руководства».
Проведенное исследование показало, что студенты в начале обучения испытывают объективные трудности по осознанию теоретических знаний. Самостоятельно на данном этапе студенты не рефлексируют прикладного назначения знаний, не видят возможностей их практического использования для саморазвития. Это и не удивительно, так как школа дает «чистые» знания, а вуз прикладные. Вопрос как переориентировать студента на способы выделения личностного смысла знаний решается каждым преподавателем индивидуально. Бесспорно одно: когда субъект не улавливает смысла знания, оно не предстает личностно значимым и, не встраиваясь в систему когнитивных структур пропадает. Требуется специальная помощь преподавателя в осознании возможностей применения получаемых знаний Важно переориентировать сознание студента на практикоориентированное овладение знаниями, довести до студента мысль о применимости знания для саморазвития. Без формирования умений схематизации очень трудно добиться ясности рефлексии. К сожалению, приходится констатировать факт неготовности многих студентов первокурсников к диалогу с преподавателем. Необходимо специально учить студентов диалогу. Необходима и смена форм контроля он должен быть диалоговым. Студент должен выступать как собеседник. Субъектность формируется субъективными методами, поэтому необходимо активнее включать их в практику работы преподавателя. Психолог профессионал должен обладать высоким уровнем сформированности самосознания, что невозможно без сформированной способности к рефлексии. Чем раньше студент психолог будет поставлен в рефлексивную позицию, а она, несомненно должна задаваться обучением, тем легче будет решаться задача развития и саморазвития его личности.
Особенности русских разных поколений
В последние годы во всем мире наблюдается рост этнических процессов: с одной стороны – это всемирная глобализация, с другой – стремление народов подчеркнуть свою самобытность, культуру, идентичность, что нередко ведет к межэтнической напряженности. Особую актуальность эти процессы приобретают в многонациональных государствах, таких как ...
Функции промежуточной памяти
Кода информация поступает в мозг, она проходит «первичную сортировку». Часть — наиболее интересная, нужная в данный момент — передается на хранение на несколько минут в промежуточную память.
Если при дальнейшей сортировке информации она удостоится внимания, специальный «механизм» нашей памяти передаст её на долговременное хранение. Пон ...
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного
проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на пе ...

