Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Страница 2

Материалы » Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения

С точки зрения Степанова С.Ю., целью рефлексивной психодиагностики является не получение максимально исчерпывающей и объективированной информации, а создание «рефлексивного зеркала» для участников исследования с тем, чтобы наиболее полно осмыслить и переосмыслить экзистенциональную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворческих отношений с ней. И участники и организаторы диагностики находятся в субъектной или квазисубъектной позиции, принимают активное участие в создании психодиагностической методики, в процессе ее проведения.

Сформированность рефлексии как процесса, таким образом, определяется особенностями осуществления и осознания субъектом процессуальной стороны деятельности. Изучение особенностей протекания рефлексивных действий возможно при использовании приемов включенного наблюдения и беседы как диалога в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне развития способности к рефлексии. Возникает конкретная исследовательская задача- изучить как происходит становление рефлексивных действий на субъект –субъектном уровне взаимодействия и как осуществляется переход от одних рефлексивных действий к другим. Важно изучить так же, как пишет И.Н. Семенов, специфические связи и взаимоотношения между рефлексивными процессами и процессами целеобразования [1].

Целью нашего исследования было получение эмпирических данных об особенностях осуществления рефлексивного процесса (серии рефлексивных действий) студентами. Объектом исследования выступили 50 студентов первого курса психологического факультета МГЭИ. Задачами исследования были: 1.Выявление возможностей осуществления рефлексивного выхода и интенции (осознания студентами смысла деятельности). 2 Выявление умений категоризации и схематизации (фиксации знания в виде понятий и выявление навыков свертывания информации, лежащих в основе осознания). 3.Выявление умений объективации и обобщения.

Для изучения мы использовали метод включенного наблюдения и беседу как диалог. Изучение осуществлялось в процессе подготовленных студентами первого курса выступлений на семинарских занятиях по теме «Мышление». Перед выступлением студента ему предлагалось следующее задание – алгоритм из 3х вопросов: 1. Где применимо полученное вами (при подготовке к семинару) знание и кому оно нужно. При этом предполагалось, что студент должен занять рефлексивную позицию и показать возможности осознания цели изучения и смысла изученного. 2. Какие психологические понятия содержит и в какой схеме может быть зафиксировано это знание. Предполагалось выявление мыслительных средств освоения деятельности (построение системы понятий и выявление способов их представления слушателям). 3. Какой вывод вы сделали по результатам изученного. Предполагалось выявление степени продуктивности рефлексии. Вопросы предъявлялись последовательно, при этом предлагалось выписать понятия на доске, либо в тетради и представить материал краткой схемой. Условия диалога, основанного на передаче смысла предъявляли особые требования к изложению материала: к выделению цели и смысла сообщения, построению системы понятий и доведению информации в определенной логике, с одной стороны и давали возможность студенту, самому осознать приобретенные им знания.

Страницы: 1 2 3 4


Лидерство и общение
Есть формальные и неформальные лидеры. Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм. 4 компонента эффективного лидерства: 1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный) 2. Ситуационные факторы – тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду ...

Открытость и замкнутость
При интерпретации жестикуляции, следует обращать внимание на открытость и закрытость жеста. Этот аспект представляет собой еще один важный критерий. Главным образом потому, что закрытой позе часто сопутствуют прикрывающие жесты (в качестве вторичных признаков), или потому что прикрывающие жесты могут предшествовать закрытой позе (в каче ...

Несколько фактов интеллектуального поведения животных
1. Опыт принадлежит нашему советскому физиологу – профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным рефлексом. В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не пространстве, а восприятии отношений во времени. Аппарат, на котором демонстрируется указанный опыт, ...