Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Страница 1

Материалы » Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения

Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в связи с тем, что особенности развития рефлексии выражают специфику становления личности как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов и др.).

Большая часть исследований рефлексии связана с ее изучением как процесса. Г.П. Щедровицкий, рассматривая рефлексию как сознательный деятельностный процесс, как механизм развития деятельности, указывает на то, что рефлексия организована мыслительно с помощью языковых средств и направлена на деятельность как свой предмет. Сложность процесса связана с принципиальным отличием средств, знаний и смыслов рефлектируемой и рефлексирующей позиций [4]. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, определяют сущность рефлексии как разрыв, раздвоение, выход за пределы процесса. Как первое условие развертывания рефлексии авторы выделяют - остановкупроцесса. Это условие есть основа различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Следующий уровень - фиксации

процесса в ином материале (рече-действия, мысле-действия, схемы пути). Остановка и фиксация лежат в основе объективации (осознания).

Критерием осознания является способность произвольно осуществлять психические операции, выражать их в слове, свободно переходить к любой другой системе понятий. Реализация субъект - объектных отношений в познании возможна на следующем уровне рефлексии, связанном с обобщением

содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждением от него [2].

Обобщая теоретические положения ряда авторов, А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов (компонентов) психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход и его условие - «разрыв» в структуре

деятельности, который

происходит из за разрывов в коммуникации при передаче другому смысла и содержания своей деятельности. Интенция, побуждающая к необходимости понять деятельность как определенное содержание.

Категоризация -

определение осуществляемой деятельности с точки зрения целей, средств, орудий, знаний и других компонентов. Конструирование мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности.

Схематизация

целостной картины рефлектируемой деятельности как представление в специальных знаковых средствах. Объективация рефлексивного описания, замыкающего рефлексивный процесс. Автором предлагается реализация этих этапов как методическая форма обучения рефлексии [3].

В психологической науке накоплен определенный опыт изучения рефлексии и ее компонентов в учебной деятельности. А.К. Маркова отмечает в этом плане возможности опроса. Построение опроса как диалога превращает его в небольшой диагностический обучающий эксперимент, где высвечивается не только достигнутый уровень, но и зона ближайшего развития, выявляет способы работы, условия и факторы перехода учащегося с одного уровня на другой. Опрос позволяет отследить какими способами владеет или не владеет учащийся, его готовность к устранению недостатков, умение искать и находить причины своих ошибок. Автор указывает, что в устном опросе лучше обнаруживается гибкость и оперативность действий, в письменном их системность и обобщенность.

Страницы: 1 2 3 4


Нейропсихологический подход. Основные принципы
Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке с именем одного из выдающихся отечественных психологов - А.Р. Лурия. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, ...

Психосемантика осознанного и неосознаваемого
Изучение осознанного восприятия рекламных сообщений проводилось с помощью анкеты, разработанной на основе метода семантического дифференциала Ч. Осгуда. Анализ неосознаваемого восприятия осуществлялся в виде фоносемантической экспертизы текста рекламы в программном обеспечении ВААЛ. Для математической обработки полученных данных применя ...

Антропопсихология как область человековедения
Антропопсихология – это не только последовательно и обосновано выстроенная психологическая модель человеческой реальности, но и система общенормативных представлений о траектории и динамике человеческой жизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность д ...