Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Страница 1

Материалы » Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения

Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в связи с тем, что особенности развития рефлексии выражают специфику становления личности как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов и др.).

Большая часть исследований рефлексии связана с ее изучением как процесса. Г.П. Щедровицкий, рассматривая рефлексию как сознательный деятельностный процесс, как механизм развития деятельности, указывает на то, что рефлексия организована мыслительно с помощью языковых средств и направлена на деятельность как свой предмет. Сложность процесса связана с принципиальным отличием средств, знаний и смыслов рефлектируемой и рефлексирующей позиций [4]. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, определяют сущность рефлексии как разрыв, раздвоение, выход за пределы процесса. Как первое условие развертывания рефлексии авторы выделяют - остановкупроцесса. Это условие есть основа различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Следующий уровень - фиксации

процесса в ином материале (рече-действия, мысле-действия, схемы пути). Остановка и фиксация лежат в основе объективации (осознания).

Критерием осознания является способность произвольно осуществлять психические операции, выражать их в слове, свободно переходить к любой другой системе понятий. Реализация субъект - объектных отношений в познании возможна на следующем уровне рефлексии, связанном с обобщением

содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждением от него [2].

Обобщая теоретические положения ряда авторов, А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов (компонентов) психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход и его условие - «разрыв» в структуре

деятельности, который

происходит из за разрывов в коммуникации при передаче другому смысла и содержания своей деятельности. Интенция, побуждающая к необходимости понять деятельность как определенное содержание.

Категоризация -

определение осуществляемой деятельности с точки зрения целей, средств, орудий, знаний и других компонентов. Конструирование мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности.

Схематизация

целостной картины рефлектируемой деятельности как представление в специальных знаковых средствах. Объективация рефлексивного описания, замыкающего рефлексивный процесс. Автором предлагается реализация этих этапов как методическая форма обучения рефлексии [3].

В психологической науке накоплен определенный опыт изучения рефлексии и ее компонентов в учебной деятельности. А.К. Маркова отмечает в этом плане возможности опроса. Построение опроса как диалога превращает его в небольшой диагностический обучающий эксперимент, где высвечивается не только достигнутый уровень, но и зона ближайшего развития, выявляет способы работы, условия и факторы перехода учащегося с одного уровня на другой. Опрос позволяет отследить какими способами владеет или не владеет учащийся, его готовность к устранению недостатков, умение искать и находить причины своих ошибок. Автор указывает, что в устном опросе лучше обнаруживается гибкость и оперативность действий, в письменном их системность и обобщенность.

Страницы: 1 2 3 4


Возникновение идеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.
М. Вертгеймер исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых. Он также обнаружил инсайт и пришел к выводу, что тот связан с моментом переструктурирования ситуации. В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса: 1. Возникновение темы. На этом этапе по ...

Опыт
Конструкционная система человека меняется по мере того, как он последовательно конструирует копии событий. Конструкты необязательно должны быть фиксированными — их можно изменять, раз за разом примеряя к событиям, составляющим человеческий опыт. Но изменение конструктов не является чем-то происходящим автоматически либо посредством мех ...

Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации
Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответ ...