Психофизиология органов чувств
Страница 1

С развитием физиологии органов чувств разгорается дискуссия о соотношении между двумя детерминирующими восприятие факторами – структурой органа и его упражнением. Возникает антитеза «нативизм – эмпиризм», которая особенно резко проявилась в спорах о природе пространственного видения.

С именем Гельмгольца связана новое видение в физиологических представлениях. Новое мощное направление исследований открыло измерение им скорости распространения возбуждения в нервном волокне. Его труды: «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1863); и «физиологическая оптика»(1867) – составили фундамент современной физиологии органов чувств.

Мировоззрение Гельмгольца противоречиво. Как естествоиспытатель, он тяготел к материализму, однако это сочеталось у него с ориентацией на философию Канта и концепцию И.Мюллера, согласно которой, каждый орган чувств, представляет аппарат, заряженный «специфической энергией». Исходя из этой концепции, Гельмгольц принимает существование исходных сенсорных элементов, присущих органу как таковому. Среди многих опытов Гельмгольца в этом направлении можно было бы упомянуть использование различного рода призм, искажающих визуальный образ, складывающийся в естественных условиях видения. Преломление лучей даёт искажённое восприятие предмета, испытуемые скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это достигалось благодаря опыту, состоящему в многократной проверке действительного положения объекта, его формы, величины и т.д.

Другим решающим моментом, выступившим перед Гельмгольцем при изучении специфики детерминации психических явлений, была зависимость непосредственного восприятия внешних объектов от предшествующего опыта, влияние которого, оказывалось столь принудительным, что не могло быть преодолено сознательной рефлексией. Гельмгольц продвигает своё учение о «бессознательных умозаключениях». В нём содержалась плодотворная идея о существовании фундаментального пласта психических процессов, формы и законы которых, скрыты от интроспекции и потому могут быть установлены только опосредованно, путём объективного анализа.

Ещё один ценный вывод, содержащийся в теории «бессознательных умозаключений», был связан с констатацией обусловленности нового психического акта всей совокупностью сходных обстоятельств. Гельмгольц нашёл структуру «бессознательного вывода» во много раз повторявшейся и потому упрочившейся ассоциации представлений. Учение Гельмгольца явилось важным шагом в сторону преодоления разрыва между сенсорными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса, или содержало идею единства умственных актов. В структуре предметного восприятия усматривались признаки, говорящие, о его внутреннем родстве с самыми высокими и сложными интеллектуальными образованиями.

В системе Гельмгольца сводилась до минимума влияние прирождённой организации, обосновывалась ведущая роль опыта, выяснялась зависимость чувственного познания от его материального источника и мышечных движений, утверждалось единство интеллектуальных и сенсорных моментов в построении образа предмета. Гельмгольц экспериментом показал, что психическое в определённой сфере жизненных проявлений не эпифеномен, а деятельность, имеющая свои собственные законы.

Страницы: 1 2


Невербальный язык. Вводные положения
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают: - конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом); - спонтанно (непроизвольно). Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, вс ...

Возникновение идеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.
М. Вертгеймер исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых. Он также обнаружил инсайт и пришел к выводу, что тот связан с моментом переструктурирования ситуации. В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса: 1. Возникновение темы. На этом этапе по ...

Ощущение
Ощущение – это отражение в сознании свойств и качеств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный этап всякого познания. Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др. Посредством зрения человек полу ...