Психофизиология органов чувств
Страница 1

С развитием физиологии органов чувств разгорается дискуссия о соотношении между двумя детерминирующими восприятие факторами – структурой органа и его упражнением. Возникает антитеза «нативизм – эмпиризм», которая особенно резко проявилась в спорах о природе пространственного видения.

С именем Гельмгольца связана новое видение в физиологических представлениях. Новое мощное направление исследований открыло измерение им скорости распространения возбуждения в нервном волокне. Его труды: «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1863); и «физиологическая оптика»(1867) – составили фундамент современной физиологии органов чувств.

Мировоззрение Гельмгольца противоречиво. Как естествоиспытатель, он тяготел к материализму, однако это сочеталось у него с ориентацией на философию Канта и концепцию И.Мюллера, согласно которой, каждый орган чувств, представляет аппарат, заряженный «специфической энергией». Исходя из этой концепции, Гельмгольц принимает существование исходных сенсорных элементов, присущих органу как таковому. Среди многих опытов Гельмгольца в этом направлении можно было бы упомянуть использование различного рода призм, искажающих визуальный образ, складывающийся в естественных условиях видения. Преломление лучей даёт искажённое восприятие предмета, испытуемые скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это достигалось благодаря опыту, состоящему в многократной проверке действительного положения объекта, его формы, величины и т.д.

Другим решающим моментом, выступившим перед Гельмгольцем при изучении специфики детерминации психических явлений, была зависимость непосредственного восприятия внешних объектов от предшествующего опыта, влияние которого, оказывалось столь принудительным, что не могло быть преодолено сознательной рефлексией. Гельмгольц продвигает своё учение о «бессознательных умозаключениях». В нём содержалась плодотворная идея о существовании фундаментального пласта психических процессов, формы и законы которых, скрыты от интроспекции и потому могут быть установлены только опосредованно, путём объективного анализа.

Ещё один ценный вывод, содержащийся в теории «бессознательных умозаключений», был связан с констатацией обусловленности нового психического акта всей совокупностью сходных обстоятельств. Гельмгольц нашёл структуру «бессознательного вывода» во много раз повторявшейся и потому упрочившейся ассоциации представлений. Учение Гельмгольца явилось важным шагом в сторону преодоления разрыва между сенсорными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса, или содержало идею единства умственных актов. В структуре предметного восприятия усматривались признаки, говорящие, о его внутреннем родстве с самыми высокими и сложными интеллектуальными образованиями.

В системе Гельмгольца сводилась до минимума влияние прирождённой организации, обосновывалась ведущая роль опыта, выяснялась зависимость чувственного познания от его материального источника и мышечных движений, утверждалось единство интеллектуальных и сенсорных моментов в построении образа предмета. Гельмгольц экспериментом показал, что психическое в определённой сфере жизненных проявлений не эпифеномен, а деятельность, имеющая свои собственные законы.

Страницы: 1 2


Социализация ребенка.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по ...

Сравнительный анализ подходов к изучению понятия "идентичность"
В социальных науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем самоопределения, поиска собственного Я. В последние годы в разных науках (философии, социологии, психологии) этот вопрос формулируется в терминах идентичности. В целом, идентичность можно определить как чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от все ...

Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия. Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. З ...