Виды определений понятийСтраница 1
Дадим определение понятию. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Понятия "товар", "здание", образованы в результате отвлечения от индивидуальных признаков отдельных зданий, товаров и обобщения их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания действительности. Создавая понятия, наука отражает в них изучаемые ею вещи, явления, понятия, процессы. Например, современная физика, всё глубже проникая в тайны строения материи, формирует понятия "электрон", "протон" и др.; политическая экономия выработала такие понятия, как "капитал", "стоимость" и др.; правовые науки – понятия "преступление", "вина", "умысел" и т.д.
В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершённое преступление как спекуляцию, нужно знать содержание понятия "спекуляция" (скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осуждённого, которое является его личной собственностью).
Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого – либо понятия – значит указать его существенные признаки.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением
, или дефиницией.
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим (дефиниенсом)[3].
Различают номинальные и реальные определения.
Номинальным (от латинского слова nomen – имя) называется определение, посредством которого взамен описания какого – либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.д. Вот например, "Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических вопросов, называется космонавтикой"; "Термин "валюта" употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определённого государства, 2)иностранные наличные денежные знаки и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве".
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: "Правосудие – это деятельность суда, состоящее в разбирательстве и разрешении уголовных, гражданских и т.д. дел"; "Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления".
Как видно, номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Иногда значение термина объясняется путём указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например, "Космонавтика – это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полётов". С другой стороны, реальное определение преобразуется в номинальное. Например: "Термином "улика" обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления".
Однако много номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета и, следовательно, не раскрывают содержание понятия. Поэтому, строго говоря, номинальными определениями не являются.
Различают также явные и неявные определения.
Взаимосвязь выученной беспомощности с типом мотивации учебной деятельности
В последнее время феномен выученной беспомощности все чаще становится предметом психологических исследований. Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение, и каждый результат переживается как неподконтрольный. ...
Концепция пенитенциарной школы
Введение
По данным министерства юстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных учреждениях страны находилось 1 млн. 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн. человек. Если учесть , что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когда население страны достигало 189 млн. человек, легко представить масштабы соц ...
Индивидуальные особенности жизнестойкости и парциальное доминирование
Нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий сегодня успешно развивается как новое направление нейропсихологии, а также дифференциальной психологии и психофизиологии. Он основан на концепции "парциального доминирования" и предполагает, что для каждого человека характерны индивидуальные констелляции или разные ...