Виды определений понятий
Страница 3

С помощью различия устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

Остенсивным (от латинского слова ostendo – показываю) называется определение, устанавливающее значение термина путём демонстрации предмета, обозначаемого эти термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: запаха, цвета, вкуса и т.д.

Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатом виде выражают знание о предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения. Однако содержащееся в определении знание в силу своей краткости не может дать достаточно полного знания о предмете. Действительно, изучить какую-либо науку только по определениям невозможно. Например, изучая логику, нельзя ограничится определением этой науки; необходимо рассмотреть, что такое логическая форма, что такое логический закон, каковы особенности абстрактного мышления. Нужно изучить отдельные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение и т.д. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

[1] Под предметом в логике понимают всё то, что можно мыслить: существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.

[2] От латинского термина abstractio – отвлечение. Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения от одних свойств предмета и выделения других его свойств. Абстрактное мышление – мышление, оперирующее абстракциями.

[3] В логической литературе употребляются сокращённые обозначения: Dfd (от лат. Definiende – определяемое) и Dfn (от лат. Definience – определяющее).

Страницы: 1 2 3 


"Особые" дети и школа: нейропсихологический и лечебно-педагогический подходы к детям с ДЦП
Особое место в нейропсихологии трудностей обучения занимает работа с детьми с тяжелыми нарушениями развития. В первую очередь нас интересуют дети с двигательными нарушениями, в числе которых самым распространенным является детский церебральный паралич. Особой трудностью их развития является несформированность в силу ограниченности мотор ...

Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя
Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем: 1) потенциала активности в профессиональной деятельности, 2) регулятивного компонента ПА, 3) динами ...

Физические и природные стрессоры.
Мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота и т.д. Позитивный психологический климат на производстве и в семье является мощным профилактическим средством возникновения стрессов. В этом случае, общаясь друг с другом, с близкими по духу людьми, человек получает заряд бодрости и оптимизма. Однако, если в коллективе с ...