Виды определений понятий
Страница 2

К явным относятся определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят их двух чётко выраженных понятий: определяемого и определяющего. Неявными называются определения, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте.

Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие. Логическая операция определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательных этапа.

Первый этап – подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия "логика" родовым понятием будет понятие "философская наука". Обычно указывают на ближайший род, который по сравнению с более отдалённым родом содержит больше признаков, общих с признаками определяемого понятия. Подводя, например, понятие "получение взятки" под понятие "преступление" или "деяние", мы усложним нашу задачу. Необходимо указать: "Получение взятки" - "должностное преступление". Учитывая данное обстоятельство, этот вид определения иногда называют определением через ближайший род и видовое отличие.

Но подвести определяемое понятие под родовое – это ещё не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Так для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки – формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется.

Таким образом, чтобы определить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определении видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.

Генетическим (от греческого слова "генезис" – источник, происхождение) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: "Шар – есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров". Раскрывая способ образования предмета, его происхождения, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот приём непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широки понятия, так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие и единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В таких случаях прибегают к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.

К неявным определениями относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Например, "Свобода есть познанная необходимость".

К приёмам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.

Задача описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причём перечисляются, как правило, внешние признаки.

Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и др.).

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот приём применяется для образной характеристики предмета.

Страницы: 1 2 3


Основные направления специальной педагогики
1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы; 2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии; 3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы; 4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы; 5. ...

Особенности поведения в экстремальных ситуациях
Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей — величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. Исследуя зависимости повед ...

Воспалительные болезни кишечника
Обычные болезни этой группы — неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Обе характеризуются болями в кишечнике, кровотечением, диареей и такими симптомами, как быстрая утомляемость, температура и плохое самочувствие. В Швеции примерно десять детей и подростков ежедневно заболевают одной из этих болезней. Причины их многофакторны. ...