Введение

Когнитивная психология возникла в середине шестидесятых годов в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения чело­века, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Данные структуры (аттитюды, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:

а) социальной перцепции;

б) аттракции (эмоциональное переживание другого);

в) формирование и изменение аттитюдов.

В данном реферате освещаются социально-психологические теории, имеющие когнитивистскую ориентацию.

К когнитивным теориям в социальной психологии относятся: теории когнитивного соответствия: структурного баланса (Ф. Хайдер); коммуникативных актов (Т. Ньюком); когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум).

1) Общее для данных теорий: личность стремится убрать внутренний дисбаланс, а группа – максимизировать внутреннее соответствие межличностных отношений.

2) Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.


Естественнонаучная парадигма в науке
Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами ...

Виды определений понятий
Дадим определение понятию. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Понятия " ...

Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно, что способность к эмоциональному восприятию другого, эмпатия существенно улучшает общение детей, у ...