Психологические особенности личности террориста
Страница 1

Материалы » Психологическое изучение террористической угрозы » Психологические особенности личности террориста

Терроризм за последние годы приобрел глобальный характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств, международным отношениям.

В анализе личности террориста наиболее важным является вопрос о том, ради чего и почему террорист занимается террором – вопрос о его внутренней мотивации. По мнению В.Ф. Пирожкова, за террористической деятельностью стоит стремление испытать власть над людьми. Поэтому в процессе занятия терроризмом цель теряется, а возникает неукротимая жажда испытать эту власть.

Можно выделить общий фактор в развитии личности террориста – это разного рода психологическая ущербность, корни которой иногда кроются в самом раннем детстве. Подобная дефицитарность психического развития ведет к потребности в гиперкомпенсации дефицита по ходу взросления и достижения зрелости. Занятие террористической деятельностью выступает компенсаторным средством для избавления от ущербности. Террористы, принявшие участие в нашем исследовании, имели проблемы в семье – росли в неполной семье, все испытуемые подвергались физической и вербальной агрессии со стороны, как матерей, так и отцов. Подобная ситуация в семье может создавать условия для перехода в криминальную среду; таким образом семья, возможно, выступает как одна из предпосылок становления личности террориста. При определенных условиях люди такого психологического склада, легко могут стать деталями механизма отлаженной системы террористической организации. Ощущения одиночества, бесполезности, отчаяния могут подтолкнуть их найти «новую семью», где все ее члены сплоченны и связаны крепкими узами.

В динамике личность террориста – непрерывное колебание по синусоиде с широчайшей амплитудой, от демонстрируемой абсолютной веры в свою правоту до ее внутреннего отрицания или, по крайней мере, достаточно частых сомнений. Это постоянно неустойчивая самооценка, которую приходится подтверждать все новыми террористическими действиями. Именно нестабильность самооценки представляет собой важнейший фактор экстремального поведения. Человек, воспитанный в атмосфере чрезмерной любви, опеки, вседозволенности, с внушением ему мысли о его исключительности при переходе в самостоятельную, взрослую жизнь не всегда может быстро перестроиться. Такие его личностные качества, как капризность, привычка получать удовлетворение от ощущения своего превосходства над людьми, убеждение в своей уникальности, в дальнейшем также могут вылиться в желание испытывать власть над людьми, но уже на другом, криминальном уровне, распоряжаться их жизнью и смертью, «вершить благие дела», ощущать себя «избранным».

Не столь принципиально, завышена ли самооценка (до ощущения себя сверхчеловеком, решающим судьбы других людей) или, напротив, занижена (нуждающаяся в подтверждении за счет этих других людей). Важно подчеркнуть, что она неадекватна и неустойчива. Личность террориста – это постоянное, непрерывное психологическое движение. Такие внешние характеристики, как целостность или целеустремленность – всего лишь фиксированные моменты психологической неустойчивости, подчас достигающей уровня ненормальности.

В нашем исследовании принимали участие осужденные Исправительной Колонии строгого режима №2 г. Казани и осужденные Колонии общего режима № 5 г. Козловки. Осужденные приговорены по статьям 205, 206, 208, 105, 116, 161, 162, 158, 159 и т.д. УК РФ, часть статей имеет непосредственное отношение к терроризму – терроризм, похищение, взятие заложников. В соответствии с поставленной целью исследования (изучение личности террориста) обследуемые были поделены на 4 группы:

Страницы: 1 2


Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ ...

Соотношение ощущений, восприятия и представлений
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить потребности общаться, играть, учиться и трудиться человек должен воспринимать мир, обращать внимание на моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно с ...

Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда
Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостно ...