Психологическая помощь
Страница 1

Материалы » Девиантное поведение » Психологическая помощь

При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать следующие способы:

Информирование

Расширение (изменение, корректировка) информированно­сти ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыден­ной жизни, обращения к литературным источникам, к науч­ным данным, к опыту других людей.

Метафора (метод аналогий)

Суть метода заключается в использовании аналогий — об­разов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, погово­рок — для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопро­са). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, сте­реотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникаль­ности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосфе­ру консультирования.

Установление логических взаимосвязей

Психолог вместе с ребенком устанавливают последователь­ность событий, выявляют влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.

Проведение логического обоснования

Данный способ позволяет отсортировать варианты реше­ния актуальной жизненной задачи за счет логического анали­за, показывающего последствия (эффективность) разных пу­тей решения.

Самораскрытие

Психолог косвенно побуждает консультируемого «стать самим собой». Он делится собственным личным опытом, вы­ражает терпимое отношение к различным высказываниям, чув­ствам ребенка.

Конкретное пожелание

Пожелание может содержать рекомендацию попробовать ка­кой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

Парадоксальная инструкция

Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза.

Убеждение

Данный способ целесообразно использовать на фоне урав­новешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у подростка развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убе­диться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей и т. п.

Эмоциональное заражение

При установлении доверительных отношений психолог ста­новится образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем.

Помощь в отреагировании неконструктивных эмоции

Применение данного способа актуально при острых эмо­циональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (по­ходить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисо­вать, почертить, написать).

Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психолог внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, но не присоединяется к чув­ствам консультируемого.

Релаксации

Нужно научить ребенка различным способам расслабле­ния, достижения внутреннего покоя и комфорта. Релаксация может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

Повышение энергии и силы

Этот способ нужно применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевопло­щение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии — эти приемы позволяют повысить активность и ра­ботоспособность консультируемого.

Переоценка

Переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выра­ботать новый взгляд на ситуацию — «сменить рамку». Пере­оценка включает выявление негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформа­цию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью измене­ния (переоценки) негатива.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания даются различные действия, о которых договариваются психолог и консультируемый. Это могут быть наблюдения, отслеживание результатов, опробо­вание новых способов.

Страницы: 1 2 3


Особенности невротических расстройств умственно отсталых детей
Невротические расстройства у легко умственно отсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же у нормально развивающихся индивидов. Невротическое расстройство — болезненная реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило, связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое ра ...

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо расс ...

Диалог как стратегия поведения в конфликте
Компромисс – стиль взаимных уступок, взаимовыгодных сделок, частичное удовлетворение интересов сторон, поиск взаимоприемлемых решений. В этой тактике большую роль могут сыграть переговоры, последние позволяют выяснить зоны согласия, точки соприкосновения интересов. Этот стиль менее конструктивный, чем стиль сотрудничества, но тоже бл ...