Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР
Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку учащихся начальных классов с дизорфографией. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на уроках продуктивно-поисковая деятельность учащихся с дизорфографией. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.[2]
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства и в письменном тексте (дискурсе).[2]
Логопедическая работа над связной речью учащихся начальных классов с дизорфографией включает два направления:
1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического структурирования.
2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.[3]
Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. При этом учитывается, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений.
Коррекционная работа над связной речью направлена на развитие сукцессивных, а также симультанных процессов. При развитии программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст. Используется речевое общение ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развитие у школьников и симультанных процессов.[2]
На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры предложения и текста.
При этом, у младших школьников с дизорфографией формируются различные виды связной речи: сообщение, повествование, описание, рассуждение и т.д.
Коррекционная работа включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.[2]
Все выявленные особенности устной речи, а также характеристики когнитивных процессов и функций свидетельствуют о недостаточности психологической базы у учащихся с ТНР, обеспечивающей процесс письменной речи, что предполагает необходимость специальной работы по коррекции кратковременной и словесно-логической памяти, внимания и слухомоторной координации наряду с целенаправленной логопедической работой по устранению нарушений устной речи.[2]
Равенство
Между людьми невозможно равенство ни экономическое, ни социальное, ни какое-либо другое. Человек по своей природе ориентирован в первую очередь на себя и свои потребности. Поэтому он не допускает существования кого-либо или чего-либо более важного, чем он сам, тем самым не признавая равенства между собой и другими людьми. В некоторых сл ...
Общество как система удовлетворения потребностей людей
Человеку в одиночку невозможно удовлетворить даже необходимые физиологические потребности. Поэтому люди были вынуждены объединиться в общество, создав единые для всех правила игры. Производство и производственные отношения в разные исторические периоды менялись, однако направленность общественной системы на удовлетворение необходимых че ...
Лучшее средство против ссор – общение, наполненное любовью
Можно избегать споров и ссор, сопровождающихся высоким накалом эмоционального напряжения, если мы понимаем потребности партнера и не забываем удовлетворять их. История, которую я собираюсь рассказать, показывает, как реально погасить конфликт в самом начале, если женщина открыто выражает свои чувства, а мужчина относится к ним с должным ...

