Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР
Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку учащихся начальных классов с дизорфографией. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на уроках продуктивно-поисковая деятельность учащихся с дизорфографией. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.[2]
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства и в письменном тексте (дискурсе).[2]
Логопедическая работа над связной речью учащихся начальных классов с дизорфографией включает два направления:
1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического структурирования.
2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.[3]
Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. При этом учитывается, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений.
Коррекционная работа над связной речью направлена на развитие сукцессивных, а также симультанных процессов. При развитии программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст. Используется речевое общение ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развитие у школьников и симультанных процессов.[2]
На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры предложения и текста.
При этом, у младших школьников с дизорфографией формируются различные виды связной речи: сообщение, повествование, описание, рассуждение и т.д.
Коррекционная работа включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.[2]
Все выявленные особенности устной речи, а также характеристики когнитивных процессов и функций свидетельствуют о недостаточности психологической базы у учащихся с ТНР, обеспечивающей процесс письменной речи, что предполагает необходимость специальной работы по коррекции кратковременной и словесно-логической памяти, внимания и слухомоторной координации наряду с целенаправленной логопедической работой по устранению нарушений устной речи.[2]
Семья как пространство
жизнедеятельности
Слово «жизнь» используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.
Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеко ...
Невербальный язык. Вводные положения
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.
Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:
- конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
- спонтанно (непроизвольно).
Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, вс ...
Выбор
В разделенном надвое конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает будет способствовать расширению и большей определенности его системы.
Выбор здесь связан с альтернативами, выраженными в дихотомическом
конструкте, — или, по предыдущей аналогии, в правом или левом ответвлении дороги. Следовательно, ...