К проблеме повышения осознанности школьниками выбора профессии
Страница 1

Материалы » Социализация детей школьного возраста » К проблеме повышения осознанности школьниками выбора профессии

В современном обществе ощущается острый недостаток профориентационных программ для старшеклассников. В то же время такие программы явно необходимы, поскольку, как показывают многолетние исследования Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.В. Самоукиной, Е.Ю. Пряжниковой, профессиональный выбор школьников является поверхностным и неосознанным, они выбирают профессию без опоры на свои способности, личностные качества, а опираясь на советы родителей, друзей и презентацию данной профессии в СМИ. Результатом такого выбора будет разочарование в профессиональном обучении, низкая адаптация к профессии и желание ее поменять. Поэтому мы считаем, что профориентационная работа должна состоять как минимум из трех этапов. Первый - диагностика знаний школьников о себе, о профессии и о стратегиях ее выбора. Второй этап - сама профориентационная программа. Третий - повторная диагностика и оказание помощи в выборе профессии.

На первом этапе школьникам было предложено ответить на разработанные нами вопросы анкеты, где им необходимо было назвать свою будущую профессию, как они ее выбирают, и знают ли они качества, необходимые для работы по этой профессии, и написать эмпирическое сочинение на тему: «Как я выбираю профессию». Сочинение они писали в свободной форме. Анкета и сочинения были обработаны методом контент-анализа.

Результат контент-анализа анкет учеников десятого класса показал, что 20 человек не определились в своем профессиональном выборе, из них 40% вообще не имеют никакого представления, чем бы им хотелось заниматься. На последующие вопросы анкеты они не отвечали и сочинения не писали. 60% учеников называют одну или несколько профессий, интересные им профессиональные сферы, но окончательно в своем выборе не определились. Временные показатели дифференцированы, кто-то начал задумываться о выборе в восьмом классе, кто-то в 12 лет, а кто-то буквально сейчас. Причины выбора в интересующих профессиональных сферах располагаются от «просто нравится», «видел по ТВ», до «подходит к моим убеждениям и предпочтениям»; «больше всего получается». В среднем называют по два качества, необходимых для работы в интересующих их сферах, но в том, что эти качества есть у них, ученики не уверены. Большая часть учеников указала, что знают необходимые профессиональные функции, но в действительности не смогли назвать ни одной функции, либо перечисляли просто личностные качества: терпение, доброта и др. Зато все ученики знают, где смогут получить профессиональные знания и умения. При этом, не зная конкретно профессии, большая часть учеников уверена в своей будущей профессиональной успешности, так как считают себя целеустремленными и просто уверены в этом. Все хотят работать по специальности (которую они еще даже не выбрали) после окончания обучения.

Результат контент-анализа сочинения учеников подтвердил результаты анкетирования.

Результат контент-анализа анкет 13 учеников десятого класса, определившихся в профессиональном выборе, показал, что ученики четко называют профессию и со своим выбором в среднем определились 1-2 года назад. 62% учеников сделали выбор сами, на выбор 38% учеников значительное влияние оказали родители. Причины выбора профессии граничат от «имеется к ней интерес», «возможность проявить и реализовать себя» до «просто нравится», «интересно», и «высокая заработная плата», «престиж профессии». В среднем называют одно профессионально важное качество и считают, что частично им обладают. Половина учеников говорят, что знают необходимые профессиональные функции, но в действительности не смогли назвать ни одной из них, вторая половина имеет некое размытое представление о профессиональных функциях. Все знают, где будут получать знания по выбранной профессии, при этом указывая не конкретное образовательное учреждение, а просто ВУЗ. Готовятся к поступлению путем занятий с репетиторами и самостоятельным чтением литературы. Все ученики считают, что смогут стать успешными специалистами, но одни это объясняют тем, что «обладают необходимыми качествами» и «всегда идут к достижению цели», «профессия им интересна», «работать, они будут с удовольствием, выкладываясь на 100%», другие же не смогли объяснить, почему они так считают. После окончания учебного заведения все хотели бы работать по специальности.

Страницы: 1 2


Вопросы. Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. · Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов. · Вопросы должны быть краткими. · Вопросы должны быть конкретными. · Вопросы не должны содержать подсказку. · Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов. · Язык вопросов не должен вызывать отв ...

Общность
Психологические процессы одного человека подобны процессам другого в той мере, в какой он использует конструкцию опыта, схожую с конструкцией, используемой этим человеком. Это следствие имеет отношение к конструкции опыта, а не событий. Оно указывает на ту возможность, что два человека, которые могли столкнуться с совершенно несхожими ...

Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качес ...