Виды девиантного поведения.
Страница 1

Материалы » Девиантное поведение » Виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатоло­гии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характе­ром. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то со­циальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уго­ловном порядке — преступлениями. Соответственно гово­рят о деяинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступ­ное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не не­сущее за собой уголовной ответственности). Поведение, от­клоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной пато­логии — пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между эти­ми видами поведения состоит в том, что совершению преступ­лений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессив­ность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий по­вышает вероятность его вовлечения также и в другой. Проти­воправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До неко­торой степени совпадают и способствующие девиантному по­ведению социальные факторы (школьные трудности, травма­тические жизненные события, влияние девиантной субкульту­ры или группы).

В отечественной и зарубежной психологии рассматривают­ся различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих ано­малий, а также особый тип девиа­ций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические прояв­ления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе зас­тенчивости (В.Д. Менделевич).

Многие исследователи к наиболее распространенным при­чинам происхождения девиантных явлений относят неблаго­приятную социальную ситуацию развития ребенка и комп­лекс его психологических, свойств (особенности темперамен­та, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям. Имен­но это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков ). Дру­гим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолет­них является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремш­мидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1) стремление получить сильные впечатления;

2) заболевания ребенка;

3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4) неблагополучная ситуация в семье;

5) стремление к самостоятельности и независимости;

6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с труд­ными педагогическими ситуациями;

7) отставание в учебе;

8) пренебрежение со стороны сверстников;

9) непонимание взрослыми трудностей детей;

10) недостаточная уверенность ребенка в себе;

11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12) стрессовые жизненные ситуации;

13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получае­мые из СМИ;

15) чрезмерная занятость родителей;

16) конфликты с родителями;

17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18) постоянные нарекания, брань в семье;

19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20) повышенная коммуникативность детей;

21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

22) одиночество, непонимание другими;

23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25) генетическая предрасположенность;

26) неравномерность психофизического и полового созревания;

27) отсутствие навыков социального поведения;

28) снижение культуры, интеллектуального уровня;

29)масса свободного времени;

30) скука, «просто так»;

31) желание обратить на себя внимание;

32)неполные семьи;

Страницы: 1 2


Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свою теорию – теорией личностный конструктов. ...

Механизмы самосознания
Первый из них – это способность к осознанию психических явлений. Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и раз ...

Взаимосвязь процесса становления самосознания и субъективных кризисных явлений в старшем подростковом возрасте
Анализ личностного кризиса подросткового возраста требует обращения к исследованию процесса личностных изменений и их переживания субъектом кризиса. В связи с этим преломление кризиса в самосознании старших подростков составляет предмет нашего исследования. Следует отметить, что подобное обращение к внутренней картине личностного кризи ...