Виды девиантного поведения.
Страница 1

Материалы » Девиантное поведение » Виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатоло­гии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характе­ром. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то со­циальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уго­ловном порядке — преступлениями. Соответственно гово­рят о деяинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступ­ное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не не­сущее за собой уголовной ответственности). Поведение, от­клоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной пато­логии — пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между эти­ми видами поведения состоит в том, что совершению преступ­лений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессив­ность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий по­вышает вероятность его вовлечения также и в другой. Проти­воправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До неко­торой степени совпадают и способствующие девиантному по­ведению социальные факторы (школьные трудности, травма­тические жизненные события, влияние девиантной субкульту­ры или группы).

В отечественной и зарубежной психологии рассматривают­ся различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих ано­малий, а также особый тип девиа­ций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические прояв­ления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе зас­тенчивости (В.Д. Менделевич).

Многие исследователи к наиболее распространенным при­чинам происхождения девиантных явлений относят неблаго­приятную социальную ситуацию развития ребенка и комп­лекс его психологических, свойств (особенности темперамен­та, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям. Имен­но это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков ). Дру­гим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолет­них является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремш­мидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1) стремление получить сильные впечатления;

2) заболевания ребенка;

3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4) неблагополучная ситуация в семье;

5) стремление к самостоятельности и независимости;

6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с труд­ными педагогическими ситуациями;

7) отставание в учебе;

8) пренебрежение со стороны сверстников;

9) непонимание взрослыми трудностей детей;

10) недостаточная уверенность ребенка в себе;

11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12) стрессовые жизненные ситуации;

13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получае­мые из СМИ;

15) чрезмерная занятость родителей;

16) конфликты с родителями;

17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18) постоянные нарекания, брань в семье;

19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20) повышенная коммуникативность детей;

21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

22) одиночество, непонимание другими;

23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25) генетическая предрасположенность;

26) неравномерность психофизического и полового созревания;

27) отсутствие навыков социального поведения;

28) снижение культуры, интеллектуального уровня;

29)масса свободного времени;

30) скука, «просто так»;

31) желание обратить на себя внимание;

32)неполные семьи;

Страницы: 1 2


Причины возникновения стресса
Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения. Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь – несоответств ...

Структура игры и уровни развития
Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры. Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, и ...

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Гуманистическое направление в психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности человеческой личности. Этого можно достичь путем переживания, осознания, принятия и интеграции опыта, уже существующего и получе ...