Психологическая помощь
Страница 2

Материалы » Девиантное поведение » Психологическая помощь

Позитивный настрой

Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Ролевое проигрывание

Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.

Анализ ситуаций

В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литератур­ных произведений. Вместе с информированием это помогает повысить психологическую грамотность, а также развить на­выки использования психологической информации при анали­зе ситуаций.

Внутренние переговоры

Могут использоваться для устранения внутренних конф­ликтов ребенка. Они предполагают выявление конфликтую­щих сторон (субличностей), их наименование и осуществле­ние диалога между ними. Психолог может помочь ребенку осоз­нать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тре­нировок ребенок обучается подключать к переговорам своего Творца — мудрую творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает находить не только компромиссы, но и новые оригинальные решения.

Трансформация личной истории

Задача трансформации — целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного завершения субъектив­но незакрытых событий прошлой жизни, для изменения навя­занных программ и сценариев. Подобные мысленные действия способствуют также снятию напряжения, создаваемого эффек­том незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал чего-то, можно предложить ему сделать это, ак­туализировав соответствующую ситуацию в ходе психологи­ческой работы (мысленно или реально в игровой модели).

Целеустроение

Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит занять­ся, если ребенок чувствует опустошенность, у него мала цен­ность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.

Наполнение смыслом «обыденных» жизненных со­бытий

Этот способ предполагает работу по повышению значимос­ти происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий {вспомните, как Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). Такая работа имеет большое значение для ребенка, которому жизнь кажется скуч­ной, все занятия — неинтересными.

Социальные пробы

Освоение ребенком различных конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребенку луч­ше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы по­ведения.

Оказание помощи в поисках идентичности

Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос «Кто я на самом деле?» Здесь нужны воздействия, побуждающие консультируемого к само­познанию, к осмыслению собственных поступков.

Сосредоточенное мечтание

В качестве примера приведем методику «Сосредоточенное меч­тание». Ее реализация осуществляется в несколько шагов.

1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10-15 минут; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желае­мого будущего; «путешествие» на машине времени в свое будущее; мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставле­ния, и т. д.

2. Определение временной сетки. Если все, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует поду­мать о ближней перспективе; если цели относятся к отда­ленному времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.

3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4. Проверка сформулированных целей и ценностей на пози­тивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.

5. Составление списка ресурсов для достижения цели.

6. Составление списка ограничений пути к цели.

7. Составление пошагового плана достижения цели. Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые

Страницы: 1 2 3


Бронхиальная астма
Определенную особенность представляют семьи детей, страдающих бронхиальной астмой. 30% этих семей были неполными. Разводы родителей в ряде случаев оказались непосредственной причиной или провокацией возникновения заболевания. В каждой четвертой семье родители злоупотребляли алкоголем. Очень велика доля родителей, имеющих своеобразные че ...

Профилактические меры
Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, ...

Идентификация специальных лингвистических приемов (например, формализованный язык, клише, иностранные слова, цитирование)
Характеристика фигуры адресата. Согласно перформативной версии нарративного анализа, любая наррация предполагает обращение к некоторому другому, который таким образом включается в диалог. В нарративе национальной идентичности в качестве адресата могут выступать, например, обобщенный представитель своей нации, эксперт, носитель другой на ...