Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
Страница 1

Материалы » Психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда » Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда

В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большой арсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии.

В данной части работы делается попытка выделения некоторых психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии и помогающих облегчить или совсем снять физические и нравственные страдания.

Суть первого положения такого рода заключается в рекомендации прощать обиды. «Одно слово ПРОСТИ с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует». Прощение – важное средство снижения нравственных и физических страданий, так как обиды и гнев – это источники стрессорных реакций, способных истощать организм и постоянно воссоздающих плохое настроение, что мешает в решении других жизненных проблем, просто не дает нормально воспринимать мир и радоваться жизни.

В религиозных источниках содержатся не просто абстрактные формулы, о том, что нужно делать в случае причинения, например, обиды, но и в доходчивой форме объясняется почему это надо делать, то есть задается уверенность на рациональном уровне, что человек поступает правильно. Получая нравственную поддержку, человек становится личностно более сильным, и ему легче преодолеть страдания. Так, необходимость прощать обидчиков обосновывается следующим образом (мы здесь приведем несколько формул): а) «Подвергаясь различным обидам от людей, мы будем радоваться не просто, не бессмысленно, но на том основании, что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему»;

б) « .вспомни перед Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь его, и через это сознание смирись, и прими несправедливое поношение как уже должное»;

в) «Если потерпишь оскорбление, радуйся, ибо, если это несправедливо, то велика тебе награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания» (Св. Нил Синайский).

Показывается, что прощение приносит пользу, благо тому, кто прощает. Это усиливает психотерапевтическое воздействие положений христианского учения.

Следующей ступенью в использовании формулы прощения для человека, уже ставшего морально более сильным, является положение не просто о прощении обиды, которое делает человека эмоционально нейтральным по отношению к своему обидчику, а о формировании к обидчику добрых чувств. В психотерапевтическом смысле это означает, что даже воспоминание об обидах и обидчике будет носить характер положительных эмоций, то есть не вызовет былых страданий: обидчик будет ассоциироваться с хорошим, положительным. Религиозные формулы выглядят в этом случае так: а) «Вопрос: Как отзываться об оскорбляющих и укоряющих? Ответ: Мы должны говорить о них хорошее и хвалить их» конечно, речь идет о похвале к врагам – величайший выкуп наших грехов»; г) «Когда другой худо за хорошие дела; б) « .надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя»; в) «Любовь говорит о тебе, то мсти ему одобрением и похвалами»; д) « .ничем, кроме слова или дела доброго со стороны того, на кого раздраженный гневается»; е) «Любящий врага своего угашает силу огненную»; ж) «Люби врага своего . спасешь и его и свою душу»; з) «Любящий врага своего есть чудотворец»; и) «Любящий врага своего укрощает волны морские и претворят бурю в тишину».

Наиболее емко схема перемены отношения к обидчику в лучшую сторону выражена у Святого Феофана Затворника: «В душе искренне примирились с ним и желаете мира в обращении . Ищите случая сделать добро, без ведома его. Узнав о нем после свершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем». Здесь через заботу о виновном показан путь уменьшения собственных страданий. А суть заботы – в перевоспитании обидчика, в формировании в нем доброго, за что его можно полюбить. При этом не нужно ждать благодарностей от того, кому сделали добро, учит Святой Феофан Затворник. Это указание в психотерапевтическом смысле помогает не переживать из-за возможных дополнительных негативных переживаний, связанных с общением с причинителем вреда, благо, которое получает потерпевший, более значимо: он, получает признание от Бога. В Нагорной проповеди об этом сказано так: «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы».

Следующим правилом психотерапевтического толка, которое можно вывести из смысла христианского учения, можно считать следующее: Надо формировать у себя личностные качества, помогающие переносить различные тяготы. К этим качествам относятся: терпение, необидчивость, равнодушное отношение к бедам, к деньгам, которые часто бывают причиной страданий. Можно привести следующие иллюстрации: а) «Надо охотно переносить скорби» (Преподобный Макарий Великий); б) «Неисправимости и немощи их терпеливо сносить»; в) «Нет ничего сильнее кротости: как вода угашает камень, так и слово кроткое утишает душу, горящую гневом паче пещи огненной»; г) «Не нужно печалиться о потере денег»; д) «Если ты на кого обиделся, то знай, что ты горд, любишь себя, кайся в этом и укоряй себя».

Страницы: 1 2


Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...

Понятие об экстремальной ситуации
Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата). По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ...

Календарный план.
1. Подготовительный этап 1.10 –30.10.2006. Создание стимульного материала (пейзажных картинок), оборудование кабинета, закупка необходимого материала. 21.10.2006 – диагностика страхов у детей и отбор в тренинговую группу. 2. Проведение проекта 30.10. 2006 – проведение первого занятия «Разминка». 6.10.2006 – проведение второго занят ...