Детско-родительское взаимодействие
Страница 1

Материалы » Детское развитие и состав семьи » Детско-родительское взаимодействие

Целью исследования является изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 455 подростков 13-16 лет. С помощью кластерного анализа было выделено пять групп подростков с различным характером процесса формирования автономии и различными ее уровнями. Проведенный далее анализ показателей отношений с родителями и со сверстниками в выделенных группах, а также значимых различий между группами, показал существенные особенности как сферы детско-родительских отношений, так и сферы взаимодействия со сверстниками у подростков с разным уровнем сформированности автономии.

Подростки из групп с относительно низкими показателями автономии воспринимают родителей как излишне строгих и требовательных. Подростки из группы с наименьшим уровнем развития автономии (как в целом, так и отдельных ее аспектов) предполагают, что родители не склонны прощать даже негрубые проступки и требуют повиновения, нагружая подростка большим количеством обязанностей, заставляя его, таким образом, делать то, что ему не хочется. При этом подросток к тому же не может быть уверен, какое качество выполнения поручений требуется и будет ли контроль за выполнением этих требований, а также, как отнесутся к результату родители - похвалят за инициативу или отругают за плохое качество исполнения. Важным здесь является и то, что подростки данной группы не чувствуют эмоционального отклика со стороны тех, чьи требования обязаны выполнять - создается ощущение, что чаще будут отмечены недостатки, чем достоинства. Эти подростки не чувствуют поддержки своих планов на будущее и увлечений в настоящем, не чувствуют близости в устремлениях и в эмоциональном плане. Их детско-родительские отношения в меньшей степени подразумевают равноправное сотрудничество. При принятии семейных решений подростки с низким уровнем автономии чувствуют себя лишенными права голоса, указывают, что им не поручают трудных и важных дел, высказывают неуверенность в том, что их выслушают и подтверждают, что родители не готовы признать свою неправоту и изменить свое мнение.

В отношениях со сверстниками неавтономные подростки также не чувствуют эмоциональной поддержки. Более того - видимо, не находя образца для поддержки другого, они не склонны и оказывать эмоциональную поддержку своим сверстниками и друзьям. Респонденты указывают, что друзья не делятся с ними своими переживаниями, а сами они лишь с трудом находят правильные слова, чтобы поддержать друга в сложной ситуации. Сложности они испытывают и в том случае, когда надо порадоваться за друга в его успехах. Кроме того, они не рассчитывают и не дают надежд на взаимопомощь в дружеских отношениях, а также указывают на сравнительно меньшее количество друзей в целом. При этом конфликтность в дружеских отношениях они указывают значительно более низкую, чем подростки с более высокими показателями автономии. Возможно, это обусловлено некоторым дистантным характером самих отношений в целом - если отношения не нагружены эмоционально и не предполагают учет мнений и событий в жизни другого, то конфликтов действительно легко избежать. Возможно же, что это и защитная позиция, в которой конфликты попросту избегаются или отрицаются.

В целом, мы получили не слишком благополучную картину отношений как с родителями, так и со сверстниками у подростков с относительно низким уровнем автономии. Особое внимание привлекает излишняя опека без эмоционального тепла, некая выхолощенность отношений. Причем такая безэмоциональность присуща, похоже, практически всем отношениям подростков данной группы. Не привыкшие к сотрудничеству в семье, подростки и вне семьи не чувствуют себя компетентными.

Группы с высокими показателями автономии, напротив, указывают на низкий уровень директивности и контроля со стороны родителей. Подростков из групп с высоким уровнем сформированности автономии выделяет преобладание стратегии сотрудничества в отношениях с родителями и, более того - согласие с родителями в основных жизненных вопросах и позициях. Видимо, эти подростки не находятся в негативистической позиции в отношениях со своими родителями, имеют возможность в равноправных отношениях проявлять себя - и тем самым полноправно участвовать в построении отношений. Естественно, что при таком взаимодействии уровень директивности и контроля будет значительно ниже.

В отношениях со сверстниками высоко-автономные подростки испытывают меньше тревоги, они более заинтересованы в познании себя в общении с другим, более склонны оказывать помощь в дружбе и склонны рассчитывать на помощь со стороны своих друзей. Интересно также отметить, что автономные подростки имеют более позитивное представление о своем окружении в целом - считают его более дружелюбным и менее враждебным, недели менее автономные подростки.

Страницы: 1 2


Примеры развития у ребенка позитивного мышления.
2- летний малыш никак не может собрать игрушку-лего и с ревом убегает в другую комнату. Предложите ему игрушку попроще, а сложную на время уберите. Полученный «простой» результат придаст крохе уверенность в себе. Ребенок долго просил дать ему попробовать прокатиться на велосипеде. Но едва сев на него, он сразу же упал. Больше пытаться ...

Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднител ...

Волевая сфера личности
Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели [5, с.292]. Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности. Волевую деятельность нельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активность свойственна и животным. Они, удовл ...